Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Что представляет собой педагогическая технология? Какие типы педагогических технологий Вы знаете? Как из них наиболее актуальны для уроков по основам безопасности жизнедеятельности и почему?
Термин « педагогическая технология» вводится в 1960 годах. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижений. Развитие программированного обучения можно определить словами американского педагога У.Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся: 1) путем коротких логически связанных шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4) немедленно подкрепляют путем сообщения результата чего он 5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения».
В 1970-е годах системный подход в преподавании позволил решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии.
В 1970-1980-е годах педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.
В философский словарь предлагают следующее определение технологии: « Технология это набор и последовательность операций, выполненных с помощью данной техники в каждом определенном производственном процессе».
Долгое время считалось, что применительно к педагогике термин « технология» не «работает», так как характеризует процессы, проходящие в промышленном производстве.
Но «технологизировать» можно любую человеческую деятельность при условии повторяемости ее элементов и масштабности осуществления, поскольку это создает подходящие экономические условия для
Задание 2
Какие виды дифференциации учащихся существуют? Изложите и раскройте их. Какие технологии дифференцированного обучения и воспитания существуют? Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания основ безопасности жизнедеятельности? Ответ аргументируйте.
Дифференциация по уровню развития способностей – наиболее распространенная сегодня.
Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей
Уровень и характер применения: все уровни.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: дифференцированный, индивидуальный.
Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).
Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.
Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.
Характер содержания: обучающий, светский, технократический, общеобразовательный, дидактоцентрический с ограниченной ориентацией на личность, проникающий.
Вид социально-педагогической деятельности: психолого-педагогическая, компенсирующая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «репетитор».
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами программирования.
Организационные формы: все формы.
Преобладающие средства: программированные + электронные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: все виды.
Направление модернизации: на основе методического и дидактического реконструирования материала.
Категория объектов: массовая.
Целевые ориентации
• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
• Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Особенности дифференциации по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация в положительных и отрицательных аспектах следующая:
Положительные аспекты
1) Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей
2) У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
3) Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
4) Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам
5) Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
Отрицательные аспекты
1) Деление детей по уровню развития негуманно
2) Высвечивается социально-экономическое неравенство
3) Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними
4) Перевод в слабые группы в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2016. С. 298-344.
2) Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2016. С.118-128.
3) Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы/ С.К. Миронов. М.: Дрофа, 2016. 92 с.
4) Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К.Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2016. С.102 – 128.
5) Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2016. 816 с.
6) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2014. 368 с.
7) Ситаров В.А. Организационные формы обучения//Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2004. С.244 – 260.
8) Смирнов С.А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А.//Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. С.287 – 352.
9) Смирнов С.А. Формы организации обучения /С.А. Смирнов //Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. С.177 – 193.
10) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. 512 с.
11) Педагогические технологии: Учебное пособие/Автор-составитель Т.П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
12) Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. специальностей/ Под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2006. 336 с.
13) Подласый И.П. Методы и формы обучения/Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2017. С.287 -341.
14) Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. С. 342 – 384.