Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы культуры – это вопросы общественной жизни, и они очень важны для улучшения устойчивости, для налаживания диалога и взаимопонимания, для прокладывания пути к более устойчивому будущему.
Интеграционные процессы способствуют формированию единого мирового культурно-образовательного пространства посредством развития дистанционного обучения, появления открытых университетов, появления технополисов, смещения акцента в образовании на единство обучения и производства. Мировой организацией, активно регулирующей интегративные процессы культурно-образовательного пространства, является ЮНЕСКО.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была учреждена в Лондоне на Конференции министров образования в ноябре 1945 г. После ратификации Устава ЮНЕСКО 4 ноября 1946 г. и его вступления в силу и стал датой основания ЮНЕСКО.
Основная задача ЮНЕСКО состоит в осуществлении международного сотрудничества на основе принципов Устава ООН и своего Устава. Такое сотрудничество осуществляется в области образования, социальных и естественных наук, культуры и информации. В этом направлении ЮНЕСКО своей многогранной деятельностью отстаивает право свободы личности и свободы народов вне зависимости от политических, идеологических, этнических и религиозных различий.
1. Понятие и содержание нематериального культурного наследия
Основными международно-правовыми актами гарантируется право участия каждого человека в культурной жизни, а также иные права и свободы, необходимые для формирования самобытности и независимости духовного мира личности.
Стоит отметить, что международное право уделяет немало внимания данной области прав человека. Так, в Международном билле о правах человека уделяется внимание данной сфере. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 27) провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься творческой деятельностью, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. При этом каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Наряду с данным основополагающим актом, в Международном пакте об экономических социальных и культурных правах 1963 года, признается, что идеал свободной человеческой личности, свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами .
Составную и неотъемлемую часть культурных прав составляет право на образование. Нет никаких сомнений, что данное право должно обеспечиваться повсеместно, во всех странах мира. Всеобщая декларация прав человека 1948 года провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. … Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого».
Так, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года закрепляет право на равное участие в культурной жизни, таким образом, сделав акцент на недискриминационном, универсальном характере данного права. Государства-участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 сочли необходимым закрепить право на участие во всех областях социальной и культурной жизни, так же подчеркнув необходимость устранения дискриминации в данной области.
Для обеспечения права каждого на участие в культурной жизни, государство должно осуществлять как активные действия, а именно, создавать определенные условия для реализации данного права (например, обеспечивать доступ к культурным благам, к музейным и архивным фондам, сохранять культурные ценности для будущих поколений и так далее), а так же воздерживаться от определенных действий (например, не вмешиваться в творческую деятельность, участие в культурных акциях, в приобщении граждан к культурной жизни и так далее) .
Особое значение для реализации права на участие в культурной жизни имеет обеспечение принципа равенства и не дискриминации, поскольку в обратном случае, невозможно полноценное формирование культуры в обществе, предполагающее идеологическое и творческое разнообразие. Искусство - как синтез практического и духовного освоения мира особо зависит от обеспечения свободы мнений и самовыражения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. С. 290 - 302.
2. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Принят в г. Лондоне 16.11.1945) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 40 - 43.
3. Арсанова Т.Е. Деятельность ЮНЕСКО как инструмент мировой политики // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 3. С. 245-251.
4. Изнауров А.С. Взаимоотношения РФ и ЮНЕСКО на современном этапе // Вопросы политологии. 2018. Т. 8. № 5 (33). С. 155-161.
5. Каширина Т.В., Федотова К.Е. Взаимодействие России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного наследиЯ // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 289-294.
6. Кнежевич Н.Д. Вклад ЮНЕСКО в защиту прав человека в области культуры // Актуальные проблемы современного международного права. 2018. С. 147-154.
7. Чунихина Т.Н., Корниенко Б.С. Правовой статус ЮНЕСКО - специализированного учреждения ООН // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2017. № 6. С. 476-483.
8. Шулбаев О.Н., Новоселова Н.В. ЮНЕСКО и российский опыт сохранения нематериального культурного наследия на современном этапе // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1 (115). С. 108-110.