Фрагмент для ознакомления
1
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и сущность юридически значимой ситуации 5
1.1. Понятие юридически значимой ситуации 5
1.2. Признаки юридически значимой ситуации 6
2. Модели психологической помощи и проблемы, возникающие при ее оказании 8
2.1. Недостаточная проработанность моделей психологической службы 8
2.2. Низкая осмысленность и слабая дифференциация видов и направлений деятельности практического психолога 10
Заключение 14
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Деятельность юридического психолога, специализирующегося в области защиты прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия, предъявляет особые требования к саморегуляции и эффективному совладающему поведению. Н.В. Богданович проанализировала основные профессиональные стандарты, в которых целью профессиональной деятельности предполагается психологическая помощь несовершеннолетним, в том числе попавшим в юридически значимую ситуацию – «Педагогпсихолог», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».
Анализ стандартов позволил выделить следующие виды проблем клиентов:
1) социальная дезадаптация;
2) конфликт с законом (правонарушения);
3) положение жертв, свидетелей;
4) нахождение в рамках пенитенциарной системы;
5) аддикции;
6) бродяжничество.
Работа с людьми, тем более с детьми и подростками, испытывающими подобные проблемы, сопряжена с широким диапазоном отрицательных переживаний, которые запускают механизмы психологической защиты и совладающего поведения. Контроль таких переживаний составляет часть профессиональных умений юридического психолога.
Психологическое преодоление, как показывают многочисленные исследования, является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов – личности субъекта и реальной ситуации . Подготовка специалистов социономических профессий предусматривает как наращивание личностного ресурса будущего профессионала, так и формирование готовности оптимально реагировать на типичные для данного вида профессиональной деятельности трудности. Проблема формирования эффективного совладающего поведения затрагивается в теоретических курсах, читаемых на факультетах юридической психологии, а также становится предметом профессиональной рефлексии студента при прохождении практик, предусмотренных учебным планом на каждом курсе обучения. Практика играет особую роль в учебном плане факультета юридической психологии. Н.В. Дворянчиков и Е.Г. Дозорцева называют её «краеугольным камнем профессиональной подготовки в области ювенальной юридической психологии» .
Цель нашей работы рассмотреть проблемы оказания психологической помощи в юридически значимых ситуациях.
Задачи работы:
рассмотреть понятие юридически значимой ситуации;
изучить модели психологической помощи и проблемы, возникающие при ее оказании.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
1. Понятие и сущность юридически значимой ситуации
1.1. Понятие юридически значимой ситуации
Юридически значимая ситуация характеризуется с одной стороны потенциальной типичностью, то есть, возможностью выявления и оценки сходных или аналогичных правовых случаев, с другой стороны информационно-противоречивым контекстом, конфликтом заложенных в ней разных предметных содержаний – правового и нравственного.
Несмотря на то, что нравственность и право имеют единое аксиологическое ядро, но они не сливаются и не совпадают в социально нормативном своем функционировании, и имеют свои собственные наборы инструментальных ценностей, которые нередко вступают в противоречие. Тот или иной поступок оценивается правовым образом с точки зрения, насколько он переступает или не переступает границу сферы возможного в социуме поведения. Если в соответствии с нравственными ценностями поступки человека оцениваются в контексте собственного личностного содержания, то в соответствии с правовыми ценностями предполагается признание права другого на поступки независимо от того, кто и как их оценивает с позиции морали .
Юридически значимые ситуации занимают особое место в мыслительной деятельности индивида, так как их адекватное разрешение и оценка позволяют ему достаточно успешно ориентироваться в правовом поле социального взаимодействия. Во всех современных системах образования обращается внимание на необходимость формирования и развития у представителя современного социума умения успешного решения юридически значимых ситуаций. Процесс разрешения задач с юридически значимым содержанием является достаточно сложным, так как в нем могут быть задействованы интересы, потребности людей. В то же время моделирование этого процесса становится важным для выявления реализуемых индивидом механизмов мыслительной активности. Именно это обстоятельство побудило нас к построению модели процесса решения задачи с юридически значимым содержанием.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богданович Н.В. Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях. [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2016. – № 2. – С. 1-12.
2. Дворянчиков Н.В., Дозорцева Е.Г. Юридическая психология: проблемы образования и подготовки специалистов // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: сборник научных трудов. – 2010. – С. 128-135.
3. Лукашева Е.А. Взаимодействие права и морали: общее и особенное // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции /отв. ред. Т.А. Сошникова. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. – С. 11–17.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М., 2002.
5. Психология развития: Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2006.
6. Психология развития: Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2006. – С. 12.
7. Чернушевич В.А. Концептуальные основания методической организации психологической практики в учебном процессе подготовки психологов по специализации «Юридическая психология» // Юридическая психология. – 2009. – № 4. – С. 31-37.
8. Чернушевич В.А. Методическая организация практики в обучении юридических психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – М.: Издательство Московского городского психолого-педагогического университета, 2010. – С. 245-247.