Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Со второй половины прошлого столетия мы наблюдаем период глобальных трансформаций в технической сфере и масштабное развитие Интернета. Возникновение Интернета связано с 1969 годом, когда Пентагон, для того, чтобы увеличить качество системы национальной обороны, интегрировал через телефонную станцию все компьютеры американских командных пунктов в сеть «Арпанет». С 80-х гг в США начинается исследование, которое интегрирует компьютеры для обмена информацией между ведущими центрами. 6 августа 1991 года появляется первый веб-сайт.
Интернет начинает все больше и больше проникать в жизнь общества. Интернет сформировал новый мир для общества.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В 1995 году социолог Н. Негропонте говорил, что дигитализация, то есть перевод информации в вид цифры, инициирует формирование и создание нового контента, будут новые эксперты и экономические модели, отдельные поставщики информации.
Изменяются роли и функции журналистов и читателей. Журналисты теперь – эксперты во всех областях. Журналист сейчас – это тот, кто может сам написать текст, записать аудиокомментарий, сделать видеоролик и фоторепортаж. Читатели теперь активно участвуют в функциях СМИ, сами создают сайты со своим контентом.
«Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» [3, с. 54].
Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук.
Вопросы влияния медиа на социум анализировались учеными и исследователями еще 50-60-е годы прошлого столетия. Приоритет технологических факторов над социальными и политическими стал основным мотиватором для анализа тем медиа на Западе. Базовые темы, которые здесь были затронуты - влияние медиа на социум, личностная роль в обществе – рассматривались Г.Лассуэлом, У.Шраммом, Г.Гербнерером, Г. Иннисом, М. Маклюэном и др.
Явление медиа одним из первым стала анализировать англо-саксонская школа. С 60-х годов прошлого столетия в Канаде на основе университета Торонто стало популярным направление, которое анализировало новые технологии и их влияние на сознание человека и итоги его деятельности.
Особое внимание было сконцентрировано на технологиях коммуникации, которые исследовал проф. Г. Иннис и группа ученых (И.Ватт, Д.Гуди, М.Маклюэн, Э.Хэйвлок) [9, с. 150].
Целью данной работы является рассмотрение проблем восприятия в современную технологическую эпоху (по Н. Больцу, «Азбука медиа»).
Задачи:
1) Рассмотрение актуальных тенденций в развитии и распространения информации и медиа;
2) Описание виртуальной самопрезентации как способа восприятия себя и других в современном мире (по мнению Н. Больца);
3) Анализ сущности блогинга (по мнению Н. Больца);
4) Анализ особенностей восприятия современных новостей, политической сферы и вообще сферы медиа (по мнению Н. Больца).
1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа
Норберт Больц отмечает, что в эпоху, когда аудитории доступно огромное множество информационных и развлекательных продуктов, СМИ ведут борьбу «за дефицитнейший ресурс — внимание» [3, с. 17]. Побеждает тот, кто заставит зрителя или читателя замереть, погрузившись в изучение сообщения. Естественно, что массмедиа вынуждены постоянно обновлять спектр технологий, удерживающих аудиторию, заставляющих ее потратить ее свое свободное время здесь и сейчас.
Усиливается коммодификация, при которой сам образ человека превращается в сетевой товар. Бот же представляет программный эквивалент робота, выполняющего в социальных сетях роль наших более активных агентов и двойников [3, с. 88−97], чем аккаунт.
Интернет изменил и способ взгляда общества на новости. Если до появления Интернета социум узнавал о новостях из телевидения, главный источник информации для него были книги и журналы с новостями, то теперь приоритет становится у Интернета.
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно [3].
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017. — 104 с.
2) Бодрунова С. С. Современная зарубежная журналистика: глобализация в практике западноевропейских СМИ. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. — 422 с.
3) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
4) Головко Б. Н. Интертекст в массмедийном дискурсе. — М.: ЛИБРОКОМ, 2016. — 258 с.
5) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 222 с.
6) Журналистика XXI века: навстречу человеку — Санкт-Петербург, 2016. — 216 с
7) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2016. — 335 с.
8) Ковалев К. П. Тележурналистика XXI века: настольная книга для познания современного ТВ. — М.: Грифон, 2016. — 175 с.
9) Корпоративные массмедиа: генезис, функционирование, трансформации. — Санкт-Петербург: Кафедра периодической печати факультета журналистики СПбГУ, 2017. — 194 с.
10) Крам Р. Инфографика: визуальное представление данных. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 384 с.