Фрагмент для ознакомления
2
ВАРИАНТ № 18 Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Толковый тариф Д.И. Менделеева». Задание 2. Выполните тестовые задания: (код – 9.11-9.20/тестовый вариант 9, задания 1120):
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Толковый тариф Д.И. Менделеева».
В 1890 г. Министерство финансов России получает распоряжение от императора о пересмотре таможенных тарифов ввиду необходимости отечественной промышленности. К этой работе был привлечен и российский ученый Д.И. Менделеев, считавший, что таможенная политика является эффективной мерой поддержки отечественной промышленности. Приведение таможенного тарифа России связывается с именем Д.И. Менделеева. В конечном итоге, его предложения были приняты во внимание и реализованы: понижены или сохранены ставки в разделе готовой продукции, повышены пошлины в разделе жизненных припасов, не облагались пошлинами товары, которые вообще не ввозились в страну. Что касается стратегической продукции (рельсы, чугун и т.п.), то пошлины на них увеличились в среднем на 30% (от 4,5 раз на рельсы. до 10 раз на чугун). Это позволило за 10 лет, начиная с 1891 года увеличить таможенные доходы почти в два раза. Труд Менделеева по проблеме таможенной ценовой политике был опубликован в 1892 году, с приходом на пост министра финансов С.Ю. Витте. Их взгляды на государственную политику совпадали, т.к. были убеждены в необходимости перевода аграрной страны на индустриальную при активной поддержке государства. «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» можно считать главным экономическим исследованием Менделеева с историческим и научным обоснованием позиций, в том числе конкретных ставок обложения отдельных товаров в связи с состоянием и перспектив развития отраслей промышленного и аграрного хозяйства. Таможенный тариф, считал он, является одним из средств увеличения общественного благосостояния. Бесспорными доказательствами этому являются: - увеличения численности населения Земли; - образование государств с их политическими и общественными потребностями; - неодинаковость их развития; - необходимость действий государств для поддержки своего существования и свободы; - объективного наличия системы внутренней и внешней купли-продажи, международной торговли; - экономическую кооперацию, в т.ч. международную. Силу государства определяет в числе всего прочего развитие торгово-промышленной деятельности, т.к. она является необходимым звеном современной жизни (для XIX века). Поэтому государство не должно отстраняться от формирования таможенной политики, предпочитая принцип свободной торговли без вмешательства в экономическую свободу своих граждан.
3
Д.И. Менделеев рассматривает опыт тарифной политики, опираясь, прежде всего, на исторический опыт Англии применительно к России. Сперва Великобритания была удовлетворена внутренними потребностями: внешняя «зависимость» была связана с предметами роскоши либо предметами поддержки издавна развивающихся отраслей промышленности (например, кораблестроение, шелковое производство и т.д.). Но в силу экономического развития, возникла необходимость применения протекционных мер, в первую очередь поддержки английского судоходства и преобладания вывоза товаров над ввозом. Этому помог навигационный акт Кромвеля 1651 года, благодаря которому Англия завоевала статус мировой морской державы мира. Причина заключалась в том, что англичане сумели оценить естественные условия своего промышленного развития (в данном случае – мореходство) и создать ему благоприятные условия, что создало предпосылки для международной конкуренции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. / Д.И. Менделеев // Электронный ресурс в открытом доступе. – http://samoderjavie.ru/mendeleev-tarif 2) Менделеев Д.И. О покровительственной политике / Д.И. Менделеев // https://ru.wikisource.org/wiki/ О_покровительственной_системе_(Менделеев) 3) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017. 4) Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018. 5) Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» // Официальный сайт – http://rta.customs.ru/nrta/index.php