Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной правовой системе России центральным звеном является нормативный правовой акт. С помощью него государство осуществляет свою деятельность, на основании него реализуют свои функции органы государственной власти, кроме того на основании нормативных правовых актов граждане реализуют свои права и исполняют обязанности.
Конституционное законодательство является ядром всей системы российского законодательства. Приятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации повлекло кардинальные перемены всей системы российского законодательства. Возникли новые, не характерные ранее для российского законодательства внешние формы представления конституционно-правовых норм.
На сегодняшний день конституционное законодательство выражено в системе сепаратных правовых источников, которые включают общепризнанные нормы, стабилизирующие основные принципы конституционального порядка Российской Федерации, федеративное устройство, правовое положение гражданина, организованность и функции органов государственной власти. В качестве предмета данного исследования рассматриваются федеральные конституционные законы и федеральные законы как составляющие системы российского законодательства, их сущностные, содержательные, формально-юридические особенности и возможности становления.
Попытки урегулирования принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов находили отражение в проектах Президента РФ и Минюста России, что подтверждает актуальность данной темы и необходимость принятия такого закона.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Тексты частей 1 и 3 статьи 76 однозначно указывают на то, что фактически существуют (дифференцируются) два вида общегосударственных российских законов. При этом федеральные конституционные законы, очевидно, находятся на более высоком уровне, чем федеральные законы, занимают главенствующее положение по отношению к ним.
Задание
В Государственную Думу Федерального Собрания РФ было внесено два законопроекта о принятии ФКЗ «О президенте РФ» и о принятии ФЗ «О Президенте РФ». В чем разница между Федеральным конституционным законом и Федеральным законом? Возможно ли принятие ФКЗ «О президенте РФ» или ФЗ «О Президенте РФ», исходя из требований Конституции РФ? Каковы различия процедур принятия Федерального конституционного закона и Федерального закона?
Иерархия основных видов нормативных актов в современном российском законодательстве описывается последовательно в нескольких статьях Конституции Российской Федерации. В ч. 2 ст. 4 смысловое и логическое ударение ставится, прежде всего, на территориальный охват важнейших общегосударственных нормативных актов: Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В данном тексте иерархия передается только имплицитно, посредством порядка следования двух языковых конструкций: конституция Российской Федерации и федеральные законы. Высший нормативный акт Российской Федерации (конституция государства) особо регламентируется в ч. 1 ст. 15: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации
В этой части особо регламентируется также и то, что законы и все иные правовые акты Российской Федерации занимают подчиненное положение по отношению к конституции страны. В ч. 1 и 3 ст. 76 описана иерархическая подчиненность нормативных актов в общегосударственном законодательстве Российской Федерации.
Таким образом, выстраивается следующий порядок подчиненности (классификации) важнейших видов российских нормативных актов федерального, общегосударственного характера:
1) Конституция;
2) конституционные законы;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Андреев В.В. Правовая природа федеральных конституционных законов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4. С. 52-60.
3. Волкова Н.А., Сорочайкина Е.А. Анализ динамики конституционного законодательства РФ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 3. С. 24-30.
4. Кодзаев М.О., Хевсаков А.В. Федеральные конституционные законы // Актуальные проблемы права: Сборник научных статей магистрантов. Под ред. Койбаева. Владикавказ, 2018. С. 156-160.
5. Пресняков М.В. Закон как источник российского права: конституционные критерии // Гражданин и право. 2018. № 1. С. 3-17.
6. Хьнтов В.С. О Терминах «федеральный закон» и «федеральный конституционный закон» в современной российской Конституции // Текст. Структура и семантика Доклады Международной научной конференции: сборник статей. 2017. С. 324-330.
7. Чернова Э.Р., Гимаев Л.Д. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы // Интеграция наук. 2018. № 6 (21). С. 39-40.