Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Исследователи рассматривают ее как переход от Средних веков к Новому времени. За эти несколько столетий западноевропейская цивилизация достигла небывалого взлета во всех сферах жизнедеятельности. Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы.
На место средневековому схоластическому мировоззрению приходит гуманистическая философия, основанная на принципах антропоцентризма. Окружающая действительность понимается уже с материалистической, секуляризованной точки зрения. Вышеописанные достижения эпохи Возрождения становятся фундаментом культуры современной Западной цивилизации.
В эпоху Возрождения формируется новое мировоззрение в центре, которого стоит уже не Бог, а человек. Бог сотворил весь окружающий нас мир, но и человек существо деятельное и творческое и он тоже преобразует окружающий его мир и себя в этом мире, в этом смысле человек уподобляется богу. Отныне в человеке подчеркивается не его греховная природа, а культ свободы и разума.
Более того, в данный период получает распространение идея социального равенства людей. Данная идея нашла свое воплощение в целой серии утопических социальных проектов. Такого рода проекты связаны, прежде всего, с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Так же некоторые черты можно найти у Николо Макиавелли.
1. Социальные взгляды Н. Макиавелли
Одним из первых мыслителей эпохи Возрождения, создавших светскую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-1527). Н. Макиавелли был не только философом, но так же историком, писателем, политическим деятелем. В соответствии с антропоцентрическими тенденциями эпохи Возрождения, Н. Макиавелли разрабатывает новую светскую концепцию государства, в которой главное место занимает уже не Фортуна, не Бог, а человек.
Его работа «Государь» вплоть до настоящего времени остается одной из известнейших книг, посвященных политическому устройству. После смерти Макиавелли прошло уже пять столетий, на тему государства было написаны тысячи других произведений, но именно «Государь» до сих пор вызывает неоднозначное толкование и споры, приковывает к себе внимание философов, политологов, социологов и других специалистов социально-гуманитарной мысли.
По мнению Макиавелли, политические системы пребывают в вечном круговороте: они рождаются, развиваются, достигают наивысшего расцвета, а затем приходят в упадок и погибают. Вышеописанный круговорот не подчинен никакой предустановленной свыше цели.
Таким образом, государство, общество, мораль возникают в результате естественного развития событий. В такой ситуации и разворачивается деятельность человека. Судьба оказывает влияние только на часть поступков человека, в остальном он обладает свободой выбора своего поведения. Именно от того насколько человек приспособился к условиям окружающей среды зависит успех его деятельности.
В «Государе» Макиавелли выдвигает идею о том, что теоретическое рассмотрение политики должно быть свободным от морали. Основой права является сила, а не мораль. При этом государь рассматривается мыслителем не как какой-то конкретный правитель, а как государь вообще.
Наиболее полемичным представляется вопрос о соблюдении государем моральных норм. Как полагает Макиавелли моральные нормы должны служить для того, чтобы укреплять государство. Поэтому иногда для пользы дела государь может не соблюдать моральные нормы.
В государственной деятельности не всегда получается на практике проявить добродетели. Поэтому государь должен хотя бы стремится избегать пороков, «…которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более» и стремиться к репутации добродетельного правителя.
Насилие Макиавелли рассматривает как способ обуздания насилия, существующего в обществе. Поэтому цель оправдывает средства и для достижения поставленной цели можно использовать все средства. Благом государства можно оправдать практически любое насилие. Таким образом, предназначение государя заключается в том, чтобы по возможности не отклоняться от добродетели. Однако, если возникает необходимость, государь должен уметь вступить на путь зла.
Следует учитывать, что философия Макиавелли вовсе не означает оправдания насильственной и аморальной политики любого правителя и в любые времена. Но в дальнейшем достаточно часто встречались попытки, опираясь на воззрения Макиавелли, оправдать деспотизм, жестокость, самовластие.
Макиавелли полагает, что оптимальной формой правления является республика. Монархия является оптимальной формой устройства только на начальном этапе формирования централизованного государства. Когда государство уже становится сильным и стабильным монархия не является необходимой и вполне можно перейти к республике.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Высшая школа, 1999. – 479 с.
2. Кудрявцев О.Ф. Ренессансная апология наслаждения
(К прочтению некоторых мест «Утопии» Томаса Мора). // История социалистических учений. - М.: АН СССР, 1986. - С.197-228
3. Лейст О.Э. Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов XVI-XVII вв.- М.: МГУ, 1966.- 130 с.
4. Макиавелли Н. Государь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt Дата обращения: 22.11.2019
5. Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978. – 302 с.
6. Пущаев Ю. Кампанелла: «Город Солнца», или Как свести Небо на Землю. Астрологическая и евгеническая утопия философов-соляриев. // Фома. – 2017. – 8 декабря [Электронный ресурс] Режим доступа: https://foma.ru/kampanella-gorod-solnca-ili-kak-svesti-nebo-na-zemlu.html Дата обращения: 27.11.2019
7. Кампанелла Т. Город Солнца. - М.: АН СССР, 1954. – 228 с.