Фрагмент для ознакомления
1
Задание №1 Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и ре-лигии 3
Задание № 2 Аналитическая юриспруденция 9
Задание № 3 Перспективы развития юридической методологии 14
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Задание №1
Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и религии
Отечественная система юридического образования в своем становлении прошла не-сколько этапов. В XI–XVIII вв. осуществление регулятивно-охранительной функции права не рас-сматривалось в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности и, соответ-ственно, осуществлялось людьми, не имеющими специальной юридической подготовки (стряп-чими, ходатаями и т. д.). Профессиональная квалификация при этом приобреталась соответ-ствующим лицом непосредственно в ходе осуществления им той или иной юридической дея-тельности.
XVIII–XIX вв. – этап формирования обособленной системы профессионального юридиче-ского образования, обусловившей появление в России качественно новой профессиональной корпорации – юридического сообщества.
Становление отечественного юридического образования и юридической науки во мно-гом было связано с формированием в России университетской системы, включенной в единую государственную образовательную систему, сложившуюся в основном в эпоху реформаторских намерений и планов преобразований государственно-правовой системы России Александра I.
В соответствии с Указом от 24 января 1803 г. в стране были созданы 6 учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский), в которых все звенья начального и среднего образования замыкались на университеты и подчинялись им. 5 ноября 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учеб-ных заведений, подведомственных университетам», принятие которых, по сути, означало при-обретение системой университетского образования и науки официального правового статуса.
К середине XIX в. система профессионального юридического образования в России уже сложилась. Преподавание правовых наук велось в учебных заведениях разных типов. В первой половине XIX в. В стране были образованы привилегированные учебные заведения закрытого типа, выпускники которых готовились к службе в центральных государственных учреждениях, прежде всего в Министерстве внутренних дел и в судебном ведомстве3.
В процессе становления и развития отечественной системы высшего юридического об-разования в условиях Российской империи проявились следующие ее особенности:
– решающая роль государства в определении форм и содержания юридического образо-вания;
– высокий уровень развития юридической науки в российских учебных заведениях;
– создание и функционирование помимо юридических факультетов университетов и ли-цеев.
– возможность получения высшего юридического образования в России без дискрими-нации по половому признаку.
Приобретя на определенной ступени исторического развития научный характер, юрис-пруденция не потеряла своей практической направленности и продолжает рассматриваться как комплексный социально-правовой институт, объединяющий профессиональную юридическую деятельность, юридическую науку и юридическое образование.
Новым импульсом в развитии юридического образования и правовой науки в современ-ной России становится серьезная потребность в юридических кадрах и широком развитии юри-дического образования, которая в условиях эволюции отечественной государственности имеет устойчивую тенденцию к усилению.
Сегодня профессия юриста является не только одной из самых престижных, но и одной из самых массовых. В условиях существования идеологии юридического утилитаризма в современ-ной России продолжает существовать тенденция на универсальное юридическое образование и хорошую теоретическую подготовку, а в воспитании студентов еще не погиб принцип учить бу-дущих юристов соблюдать законы, даже если эти законы несовершенны.
На данный момент отношения в сфере образования регулируются Конституцией Россий-ской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также другими федеральны-ми законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установ-ление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере об-разования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участни-ков отношений в сфере образования3.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере
образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функциони-рования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Боденхаймер, Э. Современная аналитическая юриспруденция и границы ее по-лезности / Э. Боденхаймер // Известия вузов. Правоведение. — 2013. — №4.— С. 148—155.
2. Ван Хук, М. Право как коммуникация / М. Ван Хук. — СПб., 2012 (глава 5, раздел 5.1. «Нормы как основания действий человека»).
3. История политических и правовых учений. - М.: Проспект, 2016. - 800 c.
4. История правовых и политических учений. - М.: Сова, ВКТ, АСТ, 2016. - 135 c.
5. Келли, Дж. М. Понятие права / Дж. М. Келли // Баженова Е. А. Философия права Герберта Харта : учеб, пособие. — Владимир, 2016. — С. 6—14.
6. Михалкин, Н.В. Философия права. Учебник и практикум для бакалавриата и маги-стратуры / Н.В. Михалкин. - М.: Юрайт, 2016. - 508 c.
7. Раз, Дж. Возможна ли теория права? / Дж. Раз // Российский ежегодник теории права. — 2009. — № 2. — С. 158—185.
8. Харт, Г. Л. А. Аналитическая юриспруденция в середине XX в.: ответ профессору Боденхаймеру / Г. Л. А. Харт // Известия вузов. Правоведение. — 2013. — № 4. — С. 156—177.