Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Административным правонарушением считается противоправное действие, покусившееся на установленный порядок управления, на свободы, права, собственность, за которое законом установлена административная ответственность.
Основным признаком административно-процессуальной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.
Существом производства по делам об административных правонарушениях является рассмотрение и разрешение дела, т. е. непосредственно осуществление административно-процессуальной деятельности, в том числе производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления и в целом административного процесса, включающего в себя совокупность административных производств.
Административная ответственность является сложным феноменом, в котором переплетаются материально-правовые и процессуальные аспекты применения норм, предусматривающих административную ответственность. На эту особенность обращали внимание многие исследователи-административисты.
Реализация норм, предусматривающих административную ответственность, предполагает особую деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц по выявлению нарушителей, сбору доказательств, рассмотрению дел об административных правонарушениях, назначению и исполнению административных наказаний.
На данный момент большинство российских ученых склоняются к объединению в рамках одной категории «административного процесса» административных процедур (производств) и административного судопроизводства. Однако есть и такие авторы, которые полагают, что стоит перестать искать административный процесс в административных процедурах и акцентировать внимание на их управленческой природе, заключенной в «технологических» нормах, определяющих условия, порядок, сроки, последовательность действий органа исполнительной власти по реализации им своих функций. Вместе с тем, указанный подход не отменяет необходимости создания единого акта, имеющего одинаковую юридическую силу для всех органов власти и регламентирующего общие положения административно-процедурной деятельности органов исполнительной власти: целевое назначение, круг субъектов, условия, последовательность совершения, временные параметры управленческих действий, акты, издаваемые в результате их осуществления, требования к форме таких актов и другие.
Сфера применения административного процесса не ограничивается рамками судебной деятельности, как гражданский и уголовной процессы. Административный процесс упорядочивает любые отношения, возникающие между органами публичной власти (преимущественно органами исполнительной власти, а также судами, осуществляющих административное правосудие) и остальными субъектами, реализующими свой процессуальный статус (физические или юридические лица, реализующие свои права и законные интересы в рамках таких взаимоотношений).
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение сущности и видов административного процесса.
1. Сущность административного процесса
Административный процесс представляет собой разновидность юридического процесса, как нормативно установленной формы упорядочения деятельности субъектов права, обладающих властными полномочиями. При этом административному процессу присуще все родовые признаки процесса юридического: формальная определенность, последовательность, наличие такой цели, как упорядочение деятельности субъекта права для достижения желаемого результата при соблюдении прав и интересов иных субъектов, вовлекаемых в эту деятельность, обязательное оформление результатов деятельности, установленной таким порядком, в соответствующих процессуальных документах.
Административный процесс имеет ряд специфических признаков. Он представляет собой установленный административно - процессуальными нормами порядок последовательно совершаемых действий субъектами исполнительной власти и иными при реализации, как задач содействия в реализации прав и осуществлении обязанностей соответствующих субъектов, так и применения административного, дисциплинарного и иных видов принуждения к ним .
Понятие и признаки административных производств непосредственно связаны с понятием и структурой самого административного процесса. Соглашаясь с В.Д. Сорокиным, можно сказать, что
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125267/
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12127526/
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Российская Газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/11/sudopr-dok.html
5. Кононов, П. И. Административное судопроизводство как структурная часть административного процесса / П. И. Кононов // Административное право и процесс. - 2015. - № 11. - С. 38 - 42.
6. Кононов, П. И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения/ П. И. Кононов //Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49.
7. Панова, И. В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды / И.В. Панова // Правоведение. - 2015. - № 2. - С. 114-127.
8. Серков, П. П. Административный процесс как зеркало административной науки / П. П. Серков // Административное право и процесс - 2014. - № 9. - С. 29-34.
9. Столярова, И. М. Ежегодник публичного права 2015: Административный процесс / И. М. Столярова. - М.:«Инфотропик Медиа», 2015. 464 с.
10. Суворов, М. А. Административное производство: Понятие, виды, классификация / М. А. Суворов // Известия ИГЭА. - 2014. - № 3. - С. 66-74.