Фрагмент для ознакомления
2
1. Определите цели и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены как науки изучающей строение и функционирование детского организма.
Анатомия человека – это наука о строении органов и систем человеческого организма, его развитии, на протяжении от оплодотворения до наступления смерти. Возрастная анатомия – это наука, изучающая возрастные особенности строения органов и систем.
Физиология человека – наука о функционировании организма человека в норме. Возрастная физиология обращает внимание на физиологические особенности (функционирования), характерные для каждого возрастного периода.
Гигиена – это наука, изучающая взаимодействие человека с внешней средой для разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма. Возрастная гигиена занимается разработкой нормативов и требований, необходимых для охраны здоровья детей и подростков.
В настоящее время эти три науки тесно взаимосвязаны между собой, а анатомия является функциональной, то есть рассматриваются зависимость структуры органов и систем человеческого организма от функции. То есть возрастная анатомия, возрастная физиология и возрастная гигиена являются самостоятельными ответвлениями этих наук.
Цели и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены заключаются в формировании знаний о строении и функциях структур организма человека на различных этапах онтогенеза для правильной организации работы с разными возрастными группами населения и повышения ее эффективности и качества на основе индивидуального подхода.
Задачи дисциплины:
1. Формирование основных представлений об уровнях строения и жизнедеятельности организма человека, его целостности и особенностях взаимодействия с окружающей средой.
2. Изучение закономерностей развития и проявления физиологических функций органов и систем организма в возрастном аспекте.
3. Формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения.
4. Изучение гигиенических средств и методов сохранения и укрепления здоровья детей.
То есть знания по возрастной анатомии, физиологии и гигиене позволят углубленно знать вопросы, которые будут успешно применяться в будущей профессиональной деятельности.
2. Опишите факторы, определяющие здоровье и факторы риска здоровью. Оцените влияние факторов внешней среды на развитие организма человека в детском возрасте.
Здоровье человека рассматривается с нескольких сторон: физическое здоровье, психическое здоровье и нравственное здоровье. В настоящее время считается, что здоровье на 50% зависит от условий и образа жизни, на 20% от состояния окружающей среды, на 20% от генетических факторов и на 10% от состояния здравоохранения.
Факторы риска – это факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний.
Комплексная оценка здоровья отдельных групп населения, например, детского населения, проводится выделением пяти групп здоровья. Группа здоровья у детей - это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у ребенка будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности, это необходимо для сохранения здоровье ребенка и обеспечения максимально полезной среды для его развития.
Деление детей на группы здоровья позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей в момент обследования и при динамическом контроле, во время проверки эффективности профилактических и лечебных мероприятий. I группа – здоровые дети; II группа - здоровые дети, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные отклонения, снижение иммунологической резистентности, частые острые заболевания; III группа - больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма; IV группа - больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями со снижением функциональных возможностей организма; V группа - тяжелые больные, нуждающиеся в соблюдении постельного режима, дети, имеющие врожденные аномалии развития.
Различают субъективные и объективные показатели здоровья. Субъективными считаются самочувствие, работоспособность, сон, аппетит. Объективные показатели основаны на антропометрических измерениях (массы тела, роста, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частоте дыхания, жизненной емкости легких, пульсе, артериальном давлении.
Критерии здоровья 1) генетический обусловлен особенностями строения и функционирования генотипа человека; 2) физиологический характеризуется особенностями строения и функционирования систем организма человека; 3) психический обусловлен особенностями строения и функционирования нервной системы, психики и личностным статусом человека; 4)социальный обусловлен социальной активностью человека.
Факторами, определяющими здоровье и факторами риска, являются: 1) факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека: генотип; наследственно детерминированные особенности органи
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека [Текст]: учебник для студ. Образоват. Учреждений СПО / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
2. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Г.П.Артюнина. – М.: Академический проект, 2009. – 766 с.
3. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет [Текст]: кн. для работ. дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Саневская, В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1989. – 14 с.
4. Безруких,М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
5. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Е.А. Воробьева. - М.: Медицина, 2007.- 167 с.
6. Волокитина, Т.В. Основы медицинских знаний [Текст]: учеб. пособие для высшей школы / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская.– М.: Академия, 2008. – 224 с.
7. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.пособие для студ.дошк. фак. Высш. пед. учеб. заведений / В.В. Голубев. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 416 с.
8. Тонкова-Ямпольская, Р.В.Основы медицинских знаний [Текст]: учеб.пособ.для учащихся пед.училищ / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток, И.Н. Алфёрова. – М.: Просвещение, 1993. – 512 с.