Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Фокус-группы Задание (до занятия):
• Изучить информацию о фокус-группах (Приложение 1).
• Сформулировать конкретную исследовательскую цель фокус-группы по проблеме обучения или воспитания.
• Описать состав фокус-группы.
• Разработать анкету-фильтр, отсеивающую нежелательных участников.
• Разработать сценарий фокус-группы, включающий конкретные вопросы, позволяющие достичь исследовательской цели. Задание (на занятии):
Апробирование сценария в учебной группе. Анализ достоинств и недостатков метода, особенностей его реализации.
Объект внутреннего исследования — гендерные ценности и установки студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» различных высших учебных заведений.
Предмет внутреннего исследования — ген-дерные ценности и установки студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета.
Объект внешнего исследования — гендерные ценности и установки государственных гражданских служащих тех или иных органов власти.
Предмет внешнего исследования — гендерные ценности и установки государственных гражданских служащих Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Гипотеза исследования (общая): в ценностях и установках студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» и государственных гражданских служащих имеются гендерные стереотипы о природном предназначении полов, согласно которому женщина — существо иррациональное, а потому должна быть исключена из процесса принятия решений; ее удел — деторождение и сохранение «домашнего очага». Мужчина, напротив, рационален, силен, и ему от природы свойственно принимать решения. Таким образом, с одной стороны, мужчины по умолчанию не допускают женщин к высшим эшелонам должностей, с другой — женщины сами уверены в том, что хуже справятся с возложенной на них ответственностью и соглашаются на исполнительские должности.
Этапы проведения исследования на основе фокус-групп:
1. Определение критериев для формирования фокус-групп. Основной критерий формирования фокус-групп внутреннего исследования — половая принадлежность. Фокус-группы для внешнего исследования формируются по двум параметрам:
а) пол респондента;
б) положение респондента в иерархии принятия управленческого решения.
Важно сформировать группы таким образом, чтобы ни студенты, ни служащие не были близко знакомы друг с другом.
2. Определение числа, размеров и состава фокус-групп внутреннего и внешнего исследования. Студентов целесообразно разделить на две фокус-группы по половому признаку. Государственных гражданских служащих целесообразно разделить в соответствии с категориями должностей на четыре совокупности:
1) служащие категории «руководители»;
2) служащие категории «советники»;
3) служащие категории «специалисты»;
4) служащие категории «обеспечивающие специалисты».
При этом каждую из этих совокупностей необходимо разделить по полу. Таким образом, получим восемь фокус-групп для внешнего исследования.
3. Создание сценария и проведение интервью. Предполагается, что интервью продлится 1,52 часа и будет включать в себя следующие этапы:
1) вступительное слово с изложением целей данного интервью;
2) знакомство с респондентами;
3) непосредственное обсуждение проблемы — получение ответов на следующие вопросы:
а) как вы полагаете, в чем истинное предназначение мужчины и женщины?
б) можем ли мы вообще говорить о том, что мужчина и женщина должны делать только то или это? Можем ли так разделять?
в) как вы считаете, в каких сферах деятельности мужчины и женщины наиболее успешны? Где им лучше работать? Зависит ли успех в той или иной сфере деятельности от пола?
г) вопросы только для мужской группы: хотели бы вы, чтобы ваша жена/подруга работала? должна ли женщина работать? или она должна целиком сосредоточиться на заботе о детях? могли бы вы ответить честно: по вашему мнению,
женщины хуже справляются с обязанностями на руководящих постах? что вы скажете по этому поводу?
д) вопросы только для женской группы: если бы ваш партнер зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить вас и вашу семью, хотелось бы вам работать? могли бы вы ответить честно: чувствуете ли вы, что мужчины не воспринимают вас всерьез, когда вы пытаетесь принять решение, предложить какую-либо альтернативу или новую идею? бывали ли случаи, что пренебрежительное отношение мужчин и недоверие к вашим способностям с их стороны мешали вашему продвижению по службе?
е) на руководящих должностях преобладают мужчины; как вы думаете, почему?
Показать больше