Фрагмент для ознакомления
1
Практическое занятие 1…………………………………………………………..3
Практическое занятие 2…………………………………………………………15
Практическое занятие 3…………………………………………………………25
Практическое занятие 4…………………………………………………………32
Практическое занятие 10………………………………………………………..36
Практическое занятие 11………………………………………………………..44
Практическое занятие 18………………………………………………………..49
Практическое занятие 19………………………………………………………..58
Практическое занятие 20………………………………………………………..65
Практическое занятие 21………………………………………………………..67
Практическое занятие 23………………………………………………………..70
Практическое занятие 24……………………………………………………….78
Список использованной литературы………………………………………….81
Приложение…………………………………………………………………….84
Раздел 1. История вожатского дела
Практическое занятие 1
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Подготовить слайд-шоу дружин международного детского центра « Артек и всероссийского детского центра «Орленок»
2. Проанализировать устав «Российского движения школьников» и определить цели, предмет, принципы деятельности, структуру первичной организации Российского движения школьников
3. Описать функции вожатого на основе проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
4. Составить «Азбуку форм» работы вожатого в «РДШ»
Раздел 2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности
Практическое занятие 2
Нормативно-правовые основы вожатской деятельности
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать нормативные документы и определить,
какие требования может предъявлять директор образовательной
организации или детского лагеря к вожатому. Составить инфографику по нормативным документам (документу).
2. Разработать алгоритм поведения вожатого в родительский день с точки зрения нормативно-правовых документов.
3. Подготовить речь для выступления на педагогическом совете о деятельности детского общественного объединения.
Раздел 3. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности. Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива.
Практическое занятие 3
Педагогическое мастерство вожатого
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Составьте на себя характеристику: 100 Я. (Записать свои положительные и отрицательные качества).
2. Какие этические нормы взаимоотношений вожатого с детьми вы считаете наиболее значимыми?
3. Как соотносятся педагогическая техника и педагогическое мастерство вожатого?
4. В чем, по-вашему, состоит индивидуальный стиль деятельности вожатого?
5. Прокомментируйте смысл и возможное содержание следующих упражнений общетворческого и профессионального характера для вожатого:
• упражнения для развития мимико-пластической выразительности;
• упражнения для развития речевой техники;
• воображаемое манипулирование;
• выполнение действий в заданный временной отрезок;
• продуцирование идей на заданную тему;
• рефлексивные игры;
• прогнозирование возможного развития прерванного действия;
• перевоплощение;
• запоминание с последующим воспроизведением;
• моделирование педагогических ситуаций;
• проектирование коллективных воспитательных дел;
Выполните в группе эти упражнения.
6. Сравните высказывания различных авторов о мастерстве педагога. Какое на вас произвело большее впечатление? Как вы думаете, почему?
Мастерство – высший уровень педагогической деятельности … проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов (И.А. Зязюн).
Мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения (Педагогическая энциклопедия).
Мастерство - синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя (А.И. Щербаков).
Практическое занятие 4
Работа вожатого с одаренными детьми
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Американский педагог Дэвид Льюис выделил следующие наиболее типичные варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие развитие одаренности детей:
a. Я отвечаю на все вопросы и реагирую на все высказывания детей.
b. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
c. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
d. Я поручаю ребенку посильные заботы.
e. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
f. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
g. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
h. Я регулярно читаю ребенку и др.
Что бы вы могли добавить в данный список? Обоснуйте ответ.
2. На основе указанной к теме литературы разработайте систему упражнений, способствующих развитию творческого мышления детей разных возрастов, которые можно было бы порекомендовать для использования в работе вожатого.
3. На основе указанной к теме литературы составьте рекомендации по использованию развивающих игр в работе вожатого.
Практическое занятие 10
Формирование навыков безопасного и экологичного поведения на воде
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать образовательные программы и учебно-методические материалы по формированию у детей навыков безопасного и экологичного поведения на воде.
2. Провести опрос детей о безопасном поведении на воде.
3. Подготовить сценарий мероприятия по формированию у детей навыков безопасного и экологичного поведения на воде.
Практическое занятие 11
Туризм и краеведение. Экологическое воспитание
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Разработать сценарий тематического дня «Наш дом - планета Земля».
2. Придумать конкурс и составить положение о нем.
Практическое занятие 18
Проектная деятельность в детском объединении или детском лагере
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте требования к использованию метода проектов.
2. Подберите типологические признаки: для классификации проектов
3. На основе анализа литературы определите параметры внешней оценки проекта
4. Подготовьте реферат по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности старшеклассников»!
5. Раскройте технологии краундфайндинга, фандрайзинга и сторитейлинга на конкретной теме.
Практическое занятие 19
Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте сущность понятий «гражданская позиция» и «патриотизм» Выделите основные параметры по выявлению жизненной позиции.
2. Разработайте рекомендации вожатому по организации патриотических мероприятий в детском лагере.
3. Подберите мероприятия по развитию детско-юношеской военной патриотики
4. Раскройте особенности работы по формированию осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском лагере.
Раздел 5. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности
Практическое занятие 20
Организация Пресс-центра в ДОЛ
Вопросы для обсуждения
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Собрать материал на интересную для детей тему. Обработать информацию и оформить статью для пресс центра.
2. Разделиться на группы и оформить газету, посвященную празднику
Практическое занятие 21
Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Составить «Памятку для обучающихся по работе в Интернете.
Раздел 6. Профессиональная этика и культура вожатого
Практическое занятие 23
Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте сущность понятия «корпоративная культура». Выделите параметры определения корпоративной культуры детского коллектива.
2. Разработайте рекомендации вожатому по формированию корпоративной культуры детского объединения.
3. На основе анализа литературы выделите способы Поддержание имиджа в рамках корпоративной культуры образовательной организации или лагеря.
4. Как вы считаете, влияет ли имидж вожатого на отношение к нему детей?
5. Подготовить реферат по теме: «Корпоративная культура детского объединения как система социокультурных связей и отношений».
6. Укажите особенности проявления корпоративности в детском объединении.
Раздел 7. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива
Практическое занятие 24
Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Познакомиться с содержанием аптечки первой медицинской помощи.
2. Освоить техники оказания первой помощи детям.
Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие 1
1. Подготовить слайд-шоу дружин международного детского центра «Артек и всероссийского детского центра «Орленок»
(Приложение 1)
2. Проанализировать устав «Российского движения школьников» и определить цели, предмет, принципы деятельности, структуру первичной организации Российского движения школьников
Российское движение школьников (далее РДШ), реализуя избранные ведущие направления, призвано удовлетворять жизненные потребности участников в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности организации свободного времени. Становление общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации – РДШ предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки инициатив обучающихся, с учетом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Для достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы пилотных площадок, определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе. Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач.
1. Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
2. Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
3. Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами.
4. Формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социальнопреобразовательной деятельности РДШ.
5. Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ.
В своей деятельности старший вожатый должен ориентироваться на основополагающие принципы формирования первичного отделения РДШ:
• массовость и добровольность участия;
• дифференциация интересов обучающихся с учетом уровня и иерархии их потребностей, эмоционально-волевой и ценностнонравственной сферы;
• вариативность выбора разнообразных сфер общения и отношений в воспитательном пространстве;
• субъект-субъектные отношения между взрослыми и детьми в процессе их совместной деятельности.
При организации первичного отделения РДШ старшему вожатому необходимо учитывать следующие принципы, позволяющие сделать его деятельность эффективной и качественной:
1. Принцип научности в организации работы: постоянно осуществлять экспериментальную работу на основе выбора средств, доступных экспериментатору и соответствующих современным требованиям педагогической науки.
2. Принцип персонифицированного подхода в организации работы старшего вожатого. Этот принцип учитывает следующие общепедагогические положения:
-обращение внимания всех субъектов воспитательной деятельности на отношение старшего вожатого к данному виду работы;
-учет уровня работоспособности старшего вожатого и оказание ему всесторонней индивидуальной (персонифицированной) помощи;
-степень сложности каждого направления деятельности РДШ с учетом личностных психофизиологических особенностей старшего вожатого.
3. Принцип самоорганизации: побуждение внутренней мотивации для реализации творческого потенциала.
4. Принцип необходимости и достаточности информации для обеспечения реализации направлений деятельности.
5. Принцип оптимистической перспективы: совокупности положительных представлений о реальном и прогнозируемом состоянии результата деятельности, о целях, способах его изучения и достижения на практике.
6. Принцип гуманизации: приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др., которые необходимо учитывать в реализации направлений деятельности РДШ.
7. Принцип демократизации: предоставление участникам деятельности определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
8. Принцип культуросообразности: максимальное использование и развитие той среды, которую обуславливают культура региона, народа, нации, общества, страны.
9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников: знания о природе ребенка, состоянии его здоровья, физическом, физиологическом, психическом и социальном развитие.
10. Принцип рефлексивности, нравственного осмысления обучающимся собственного жизненного опыта.
11. Принцип динамизма: формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в динамичных условиях.
12. Принцип толерантности - терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
13. Принцип индивидуализации: каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
14. Принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
15. Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимые условия самостоятельного, творческого развития, самореализации ребенка. Комплексное использование приведенных принципов реализации деятельности первичного отделения РДШ будет способствовать получению позитивных результатов пилотной площадки.
Структура Российского движения школьников представлена на рис. 1, 2.
Рисуной 1. Федеральный уровень
Рисунок 2. Региональное отделение
3. Описать функции вожатого на основе проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
Ключевой фигурой организации деятельности РДШ в образовательных организациях, обеспечивающей соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, является старший вожатый. Это и лидер, признаваемый детьми, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность по направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и подростков к созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ, способный воодушевлять детей реализовывать себя в предлагаемых направлениях детско-юношеской организации.
Трудовые функции:
1. Педагогическое обеспечение формирования детских общественных объединений.
2. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений.
3. Организация взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления с целью развития детской самодеятельности.
4. Составить «Азбуку форм» работы вожатого в «РДШ»
АТАКА – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1 – 2 часов).
ВЕЧЕР – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («Вечер бардовской песни», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и п.р.).
ВИКТОРИНА – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от вопроса до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случаи вопросы предлагаются, к примеру, утром, а ответы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.
Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.
ДЕСАНТ – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвую добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:
по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
по заданию руководящих органов отряда или лагеря;
по собственному почину.
Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длятся он несколько часов до 2 – 3 дней.
ДИСПУТ – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально – этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА - акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем – либо. Общая структура данной формы такова:
выбор общей темы;
формирование проектных групп;
подготовка к защите (выбор способа представления поекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
оценка проекта, подведение итогов.
КОНКУРС – это состязание в каком – либо виде деятельности имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п.
Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.
Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предлагает:
разработку условий и критериев конкурсов;
формулировку конкурсных заданий;
яркое интересное название.
КОСТЕР – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким – то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.
К другой группе относятся костры – огоньки, костры – представления, гостевые костры.
Костер – огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких – либо вопросов, подведение итогов дня, разговоров о планах на предстоящее.
Костер – представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости – зрители.
На гостевой костер приглашаются, как это понято из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.
ЛИНЕЙКА – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка- это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими ( ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно- отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.
МУЗЧАС – (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Л.В. Воспитательная система летнего детского образовательно-оздоровительного лагеря: пособие для руководителя, педагога, вожатого / Л.В. Алиева. - М: ГОУДОД ФЦТТУ, 2009. - 42 с.
2. Антинаркотические акции «Летний лагерь - территория здоровья»: сборник методических рекомендаций для педагогических работников детских оздоровительных лагерей и пришкольных летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных организаций Новосибирской области / Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2014.-128с.
3. Афанасьев, СП. Что делать с детьми в загородном лагере / СП. Афанасьев, СВ. Коморин, А.И. Тимонин. - М: МЦ «Вариант», 2002. - 224 с.
4. Афанасьев, СП. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел: методическое пособие / СП. Афанасьев, СВ. Коморин. - М.: Эврика-М, 1998. - 111 с.
5. Барышникова, Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого / Г.Б. Барышникова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 191 с.
6. Бурдихина, Н.В., Матусяк, И.М. 50 игр с залом / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк -Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
7. Бузырева, Л.М. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие /
Л.М. Бузырева, Н.А. Губарева, П.Ю. Комаров и др. - М: ЦГЛ, 2003.- 128 с.
8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М.Е. Вайндорф-Сысоева - М., ЦГЛ, 2005. - с. 160.
9. Волгунов, В.А. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования / В.А. Волгунов, М.И. Зайкин. - Нижний Новгород: Растр-НН, 2005.-236 с.
10. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С Газман. - М.: Издательство «Мирос», 2002. - 296 с.
11. Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере / О.С. Газман, В.Ф Матвеев. - М., 1982.-96 с.
12. Жизнь за пределами Интернета или «Большое Приключение» в детском лагере Дмитрия и Матвея Шпаро / Сост. М. Шпаро, Е. Колесникова. — М.: Анкил, 2013. - 168 с.
13. Когда за окном дождь...: картотека игр и фокусов для детского сада и оздоровительного лагеря / Авт.-сост. Петрова С.Н. - М.: ЦДО «Восхождение», 2010. - 79 с.
14. Начинская, СВ. Физическая культура и спорт: непрерывное образование / СВ. Начинская, Н.В. Масягина. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 92 с.
15. Организация физкультурно-спортивной работы в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы ов факультета физической культуры по организации практической деятельности в период прохождения педагогической практики в детском оздоровительном лагере - Тула: Тульский полиграфист, 2015. - 83 с.
16. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста / Под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 48 с.
17. Фридман, М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха / М.Г. Фридман. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
18. Якуб, С.К. Вспомним забытые игры: старинные русские игры, или достоверный рассказ о том, как и во что играли наши прабабушки, прадедушки и во что будет играть всем нынешним ребятам / С.К. Якуб. - М.: Дет. лит., 1990. - 159 с.