Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций. Целевые ориентиры Национальной стратегии представлены следующими положениями:
- сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей;
- обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье [4].
Целью данной работы является рассмотрение трудностей семейной педагогики. Задачи:
1) Описание сущности семейной педагогики; 2) Характеристика основных трудностей в семейной педагогике сегодня.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что сегодня в России наблюдаются трансформации в экономической, социальной и политической жизни. Данные трансформации инициируют новые проблемы в обществе, которые сказываются на воспитании, развитии, социальном и физическом здоровье детей, подростков и молодых людей и влияют на семейное воспитание.
1 Определение и сущность семейной педагогики
Как практика, семейная педагогика начинает существовать еще очень давно и появляется в социуме одновременно с появлением семьи.
Первые требования к личности человека, к его поведению как итогу семейного воспитания мы можем увидеть в заповедях Библии: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и др.
Рекомендации по теме семейной педагогики все содержатся в народных мудростях и рукописях, которые появляются на разных этапах развития человечества. Смысл их связан с важностью системы воспитания, которая дает всестороннее и гармоничное развитие молодого поколения.
Как отрасль педагогической науки семейная педагогика характеризуется меньшей историей и развивается. Семейная педагогика анализирует аспекты педагогики и закономерности того, как семья влияет на ребенка, изучает специфику подготовки ребенка к самостоятельной жизни, научные основы и пути развития в разные периоды истории.
Теория семейной педагогики в истории ее развития включала общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным и т.д. Семья – это, прежде всего, то, что передает нравственные ценности ребенку и обществу.
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат естественные моральные чувства человека, позитивные его качества, усвоенные им в процессе жизни в обществе идеалы и нормы морального поведения [5].
В этике, основанной на гуманизме, любви к человеку, обычно выдвигаются следующие общие моральные идеалы и нормы: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
Общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), охватывающая всю совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.
Из всех дисфункций социализации личности наиболее опасной является семейная дисфункция. Именно семья – это фундамент формирования нравственных начал, принципов жизни ребенка. Благодаря семье формируется личность. Семья может укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Благодаря семье поощряются или не препятствуются влечения личности. Семья удовлетворяет или не удовлетворяет потребности личности [1].
Также семья может формировать возможности для достижения максимальной безопасности, удовольствия и самореализации. Семья принимает участие в формировании у личности образа «Я».
То, какие вырастут дети, определяет именно семья – как в ней строятся отношения. Какие в ней существуют ценности, интересы.
Семейный климат определяет здоровье не только семьи, но и всего социума. Дети крайне чутко реагируют на взрослое поведение и быстро усваивают уроки, которые они прошли в семье.
Заключение
Семья представляет собой первую в жизни человека социальную группу, при помощи которой личность приобщается к культурным ценностям, развивается как личность, осваивает свои первые роли в социуме.
Для человека семья представляет собой базовый элемент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, и последующую часть – выстраивает свою семью.
Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой взаимосвязаны брачными и родительскими отношениями, общим бытом и моральной ответственностью.
Социальная необходимость в семье связана с социальным мотивом в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В современных условиях семейная педагогика должна стать более гибкой и практичной, учитывать происходящие в обществе изменения, выступать просветителем молодых родителей по вопросам содержания и организации воспитания детей в семье, в вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в комплексе педагогических систем, функционирующих в обществе, значительную роль играет семья. Ее педагогические функции осуществляются благодаря влиянию родителей, их дел и поступков, созданию в ней своеобразных воспитательных условий, обеспечивающих личную примерность членов семьи в выполнении моральных норм и законов, проведению воспитательной и праворазъяснительной работы, формированию положительного отношения к общественным требованиям и правовым нормам. Существенную роль в повышении эффективности выполнения педагогических функций и проблем семьи призвана сыграть специальная отрасль педагогики — семейная педагогика, использование ее достижений в каждой семье [3].
Показать больше