Фрагмент для ознакомления
2
1. Система управления человеческими ресурсами на транспорте
В настоящее время в мировом судоходном бизнесе весьма остро стоит проблема в обеспечении командного состава морских торговых судов квалифицированными кадрами. Российские морские специалисты уходят из отечественных судоходных компаний в зарубежные фирмы, где предлагают лучшие условия работы и оплаты труда. Отечественный флот в ближайшее время может остаться без квалифицированных кадров. Под различными иностранными флагами уже работают примерно 56 тыс. российских моряков.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций необходимо коренным образом перестраивать имеющуюся практику управления фирмой, что подразумевает внедрение совершенно новых форм и методов управления, позволяющих более рационально использовать рабочие кадры. Использование концепции трудового потенциала и методов традиционного маркетинга в области управления персоналом судоходных компаний является как раз примером применения новейших методических разработок в управлении предприятия.
Несоответствие между объективно обусловленным ростом значения современных методов управления человеческими ресурсами и состоянием системы управления персоналом в российских судоходных компаниях подтверждают актуальность и целесообразность проведения исследования причин создавшегося положения и: определения эффективных способов разрешения имеющихся в данной области проблем.
Анализ происходящих тенденций на мировом рынке труда, выявил, что в ежегодно повышается дефицит квалифицированного командного состава и увеличивается избыток рядового состава. Это вызвано следующими факторами: а) ростом мирового торгового флота; б) снижением интереса к морской профессии среди молодежи в развитых странах. Иностранные судовладельцы и ведущие морские государства вкладывают значительные суммы в развитие трудовых ресурсов плавсостава.
При этом в России, которая всегда считалась мощной морской державой, на фоне затяжного экономического кризиса наблюдается совсем обратная тенденция. Россия ежегодно теряет не только флот, но и квалифицированные кадры плавсостава. Российские моряки стремятся работать за рубежом, где предлагается более высокая заработная плата.
Следует отметить, что процессы происходящие на рынке труда моряков, на государственном уровне слабо регулируются. Для повышения социальной защищенности моряков, по мнению автора, на государственном уровне должна функционировать служба занятости плавсостава, должен быть создан общероссийский реестр занятых моряков и разработан эффективный механизм процедур расследования жалоб моряков.
Существующая ситуация в России и тенденции развития на мировом рынке труда оказывают влияние на проводимую кадровую политику в отечественных судоходных компаниях.
Многочисленные судовладельцы пренебрегают эффективными формами и методами управления персоналом, выступают только как наниматели рабочей силы и не уделяют серьезного внимания вопросам подготовки и развития собственных кадров.
Система управления персоналом является составной частью общей системы управления судоходной компании. От эффективности ее функционирования зависят все экономические показатели деятельности предприятия.
2. Организация доставки груза с точки зрения системного подхода
В целом подсистемы обеспечивают выполнение процессов для достижения цели функционирования системы. Управляемость системы поддерживается за счёт наличия обратных связей, передают информацию о соответствии цели результатам выполнения процессов и функционирования подсистем.
Характерной чертой функционирования транспортных систем является циклический характер их работы. Начальной точкой рабочего цикла транспортной системы является подача порожнего подвижного состава для выполнения перевозок. При перевозках грузов - это подача подвижного состава под погрузку, на пассажирских - выезд автобуса с конечного пункта на маршрут. Учитывая зависимость от технологии выполнения перевозок и организации движения в процессе транспортного цикла могут выполняться различные транспортные процессы, связанные с погрузкой или разгрузкой грузов, посадкой или высадкой пассажиров. Транспортный цикл заканчивается в момент прибытия пустого подвижного состава для погрузки или в момент начала выполнения маршрута пассажирским автобусом.
В реальных условиях на выполнение транспортного цикла влияет существенное количество различных воздействий, возмущающих, большинство из которых носит случайный характер, в связи с этим основные характеристики транспортного цикла, к примеру его продолжительность, как правило, достаточно нестабильны. С целью их стабилизации крайне важно принимать меры для снижения числа возмущающих воздействий. Это, к примеру, организация выделенной полосы движения и приоритетного светофорного регулирования для городского общего транспорта.
Совокупность элементов и связей, образующих транспортную систему, не является постоянной величиной, а зависит от объекта управления и других факторов. Конечно, состав системы определяется позицией ʼʼнаблюдателяʼʼ - обобщающее название исследователя, конструктора, лица, принимающего решения и других аналогичных субъектов, изучающих, создающих систему или управляющих ею. К примеру, для экспедитора объектом управления является процесс доставки груза, и, с его точки зрения, в транспортную систему войдут грузовладелец, перевозчик, график доставки и т.д. Для перевозчика объектом управления является транспортное средство, в связи с этим все элементы предметной области, на которые он не может влиять, относятся к среде.
Сложность определения границ транспортной системы увеличивается при увеличении степени ее взаимодействия с другими системами, к примеру, в крупных городах.
При решении определенных задач управления результат должна быть достигнут только при комплексном рассмотрении нескольких систем и их постоянной координации. Так, транспортная система города не сможет успешно развиваться, в случае если в план развития города не будут заложены соответствующие территориальные ресурсы. Сокращение среднего времени поездки пассажиров общественного транспорта невозможно без выделения полос для обособленного движения наземного транспорта͵ строительства транспортно-пересадочных узлов на станциях скоростного транспорта и т.п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, городская транспортная система может успешно функционировать только в условиях тесной координации с другими городскими системами. В реальности эта координация усложняется выбором критериев работы отдельных систем, которые слабо увязаны с результатами функционирования смежных систем.
Рассмотрим особенности транспортной системы как объекта управления. Элементы транспортной системы функционируют в рамках определенной организации транспортных процессов, определяет возможность движения в системе за счёт установления в системе связей между ее элементами, определение правил и условий взаимодействия элементов при ее функционировании (к примеру, ПДД при движении автомобилей, договора между участниками транспортного процесса и т.п.). Форма организации транспортных процессов определяется их содержанием: технологии и роли тех или иных процессов в транспортной системе.
Наличие такого элемента транспортной сети, как человек, относит транспортную систему к разряду человеко-машинных, или организационных систем. Активный элемент системы - человек, он обладает способностью к
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горлов, С.М. Международные транспортные операции: учебное пособие / С.М. Горлов, О.В. Тахумова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 111 с.: ил.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459042
2. Новиков, В. Основы безопасности перевозки грузов и пассажиров на водном транспорте: учебное пособие / В. Новиков, А.Б. Володин; Федеральное агентство морского и речного транспорта, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2016. - 157 с.: табл. - Библиогр.: с. 117-118.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483862
3. Шалягина, О.Н. Организация перевозок грузов, пассажиров и багажа: учебное пособие / О.Н. Шалягина. - Минск: РИПО, 2015. - 272 с.: схем., табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-503-528-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463676
4. Забелин, В.Г. Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Забелин, Е.В. Зарецкая; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2015. - 79 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429824
5. Забелин, В.Г. Внешнеторговые операции на транспорте: методические рекомендации / В.Г. Забелин, Е.В. Зарецкая; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2014. - 38 с.: табл., схем.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429827
6. Степанов, А.Л. Перегрузочное оборудование портов и транспортных терминалов: учебник / А.Л. Степанов. - Санкт-Петербург: Политехника, 2013. - 429 с.: схем., табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7325-1018- 8; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447623 Дополнительные источники: 1
7. В.Д. Герами, А.В. Колик. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. – М.: Юрайт, 2017
8. Н. Н. Громов, В.А. Персианов. Менеджмент на транспорте. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
9. Н.В. Анищенко. Экономика и организация портового хозяйства. – Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2011
10. О.А. Изотов, О.В. Соляков, Д.Л. Головцов. Транспортно-перегрузочные комплексы. – М.: Моркнига, 2018
11. К.И. Плужников, Ю.А. Чунтомова. Транспортное экспедирование, агентирование и брокераж. – М.: ТрансЛит, 2012
12. В.А. Бабурин, Н.В. Бабурин, В.И. Дмитриев. Управление работой флота. - М.: Моркнига, 2013.