Фрагмент для ознакомления
2
1. Оценка уровня качества продукции и услуг: сущность и содержание
При оценке качества используются следующие термины:
1. При количественной статистической оценке:
- градация качества – категория или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями по качеству;
- уровень качества – относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
2. При выполнении точных технических оценок:
- мера качества – количественная характеристика качества, полученная по совокупности количественной оценки значений показателей качества.
3. При сравнении объектов:
- относительное качество - относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения соответствующих совокупностей значений показателей качества двух или более объектов.
При проведении оценки качества различают классификационные, ограничительные и оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции. К классификационным показателям относятся:
1. Показатели, устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции;
2. Показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции;
3. Показатели, определяющие класс продукции или группу ее потребителей;
4. Показатели исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения.
Ограничительные показатели - это показатели безопасности и Экологичность, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, других нормативных актов, например закон.
Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определённые потребности, и используются для сопоставления образцов продукции.
К оценочным показателям можно отнести следующие:
1. Показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности;
2. Показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование, обеспечение и реализацию ее качества.
Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют позитивными, если уменьшение- негативными.
Под оценкой качества понимается оценка соответствия продукции требованиям, содержащимся в документации на неё.
Оцениванию уровня качества продукции должен предшествовать выбор показателей качества, по которым осуществляется оценивание.
Этот выбор может быть осуществлён только экспертным методом. Такое название метода обусловлено тем, что он основывается на использование сведений и мнении экспертов.
Экспертные методы совместно с методами, основанными на измерении или расчётах, и самостоятельно применяются для решения следующих задач:
оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептический);
- определение номенклатуры показателей качества;
- определение коэффициентов весомости показателей;
- выбор базовых образцов для оценки уровня качества.
Эксперт по качеству продукции (эксперт) - квалифицированный специалист, отвечающий требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, заинтересованности в участии экспертной комиссии, деловитость и объективность.
Суждение эксперта о качестве продукции (суждение эксперта) - ответ эксперта на поставленный вопрос о качестве продукции, выраженный в количественной или качественной форме.
Экспертная оценка качества продукции - характеристика качества продукции, полученная с использованием экспертных методов оценивания качества продукции.
Экспертное оценивание осуществляют экспертные комиссии, включающие в себя экспертные и рабочие группы.
Экспертная группа по оцениванию качества продукции - совокупность специалистов, организованных для экспертного оценивания качества продукции.
Рабочая группа по оцениванию качества продукции (рабочая группа) - часть экспертной комиссии по оцениванию качества продукции, которая состоит из специалистов, организующих деятельность экспертной группы и обрабатывающих суждения экспертов о качестве продукта.
Экспертной оценивание качества продукции осуществляется в четыре этапа:
1-й этап. Осуществляется формулирование цели и оценки и формирование рабочих и экспертных групп.
Цель оценивания качества продукции формулируется лицом, принимающим решение (ЛПР), до начала формирования экспертной группы.
Лицо, принимающее решение (ЛПР), - это руководитель работы, эффективность которой зависит от результата оценивания качества.
Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертного оценивания качества продукции и анализ получаемых результатов. В состав рабочей группы входит организатор, консультант по оцениваемой продукции, технические работники.
Эксперты, входящие в состав экспертной группы, должны одинаково понимать цели и задачи оценивания качества продукции, удовлетворять требования по компетенции заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков, А.П. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 c.
2. Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 450 c.
3. Дзахмишева, И.Ш. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров: Учебное пособие / И.Ш. Дзахмишева, С.И. Балаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 c.
4. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник для бакалавров / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 374 c.
5. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко и др. - М.: Дашков и К, 2015. - 660 c.