Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В науковедческой литературе особая значимость придается изучению истории науки; именно сюжеты о ее развитии служат отправной точкой и для создания общей научной теории, и для практических советов по организации науки и управлению ею.
Исторического подхода требует формирование феномена характеристики краеведения – выяв-ления сущности, функций и задач этой научной и учебной дисциплины, ее места в системе наук и образовательной практике, так как краеведение как типичный научный феномен характеризу-ется собственным генезисом и развитием.
В ХХ в. краеведение занимало значительное место в жизни провинции, впитывая то, что индиви-дуально, своеобразно по существу, изучая особенности каждого края, специфику жизни местно-го социума. В 1920-е гг. в краеведческой науке проявилась тенденция к сближению ведущих ли-ний теоретического и эмпирического исследований. Однако позже краеведение растеряло часть знания, серьезные утраты были в области его методологии и методики. Краеведческое дело стало монополией ВКП(б).
Многие родино(крае-)веды были репрессированы. Локальные исследования по существу пре-кратились. И тем не менее, в условиях тоталитарной системы краеведение сохранило здоровое начало.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого являет-ся изучение особенностей развития краеведения в 1930г.г.
1. Понятие и сущность краеведения
Под краеведением следует понимать проводимое на научной основе изучение населением ис-торических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д.).
Или краеведение – комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным мето-дам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края10.
Чаще всего краеведы изучают территорию, на которой проживают (свой край) и которая доступ-на их непосредственному наблюдению. Во всех случаях изучается самый широкий круг вопро-сов, касающийся природы, населения, его истории, хозяйства, культуры и т.д.
Дискуссии по поводу того, что же такое краеведение, развернулись в начале 1930-х гг. Связаны они были с тем, что «краеведение буржуазное» в СССР стало заменяться «краеведением марк-систским», «краеведением советским».
Краеведение, таким образом, становится идеологическим, бюрократизированным явлением, а главное – общественная деятельность подменяется деятельностью государственных органов, оно лишается своего главного отличия от науки.
Мы должны воспринимать краеведение 1920–1930-х гг. не как науку, а прежде всего и именно как движение, т. е. общественную деятельность, направленную на определенные цели по все-стороннему изучению своего края.
Предметом изучения, таким образом, должны стать краеведческие организации, их взаимоот-ношения с органами государственной власти в 1920-е гг. и деятельность отдельных краеведов 1930-х гг., которая является следствием того мощного импульса, который был дан в предыдущее десятилетие, хотя в эти годы общественная активность в краеведении постепенно затухает.
Подобное понимание краеведения утвердилось в массовом сознании и на сегодняшний день. В этом нет ничего негативного, единственно, исследователь должен отличать краеведение 1920–1930-х гг. от современного нам краеведения.
Таким образом, специфика восприятия краеведения в изучаемый период заключалась в том, что перед этой дисциплиной ставилась задача всестороннего изучения конкретного края, района и т. п., а не только изучение его прошлого.
Также краеведение, пусть зачастую и формально, рассматривалось в качестве общественного движения, в котором должны были быть задействованы широкие слои населения, что служило условием всестороннего изучения родного края, о котором уже шла речь ранее1.
В таком смысле и мы будем понимать краеведение, находя при этом те различия, что существо-вали между общими представлениями о краеведении в 1920–1930-е гг. и существующей практи-кой краеведческого движения той эпохи.
2. Особенности развития краеведения в 1930г.
Окончательному утверждению в краеведческом движении коммунистических позиций способ-ствовали мероприятия конца 1920 – начала1930 годов, когда резкой критике были подвергнуты принципы «надклассовости» и «культурничества» краеведческой работы. ВКП(б) теперь уже активно требовала обогатить краеведение достижениями марксистско-ленинской науки. Под этим знаменем ультра революционеры уничтожали вместе с памятниками истории и культуры само краеведение и краеведов. И в 1930 гг. практически ликвидировали их, чтобы никто не по-мешал их утопиям.
В период 1930г.г. Центральное бюро краеведения было переведено
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашурнов, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин. - М.: Просвещение, 2014. - 192 c.
2. Дорофеев, Михаил Васильевич Историческое краеведение. Учебник для студентов учреждений высшего образования. Гриф УМО МО РФ / Дорофеев Михаил Васильевич. - М.: Ака-демия (Academia), 2014. - 810 c.
3. Исаченко, В.Г. Краеведение / В.Г. Исаченко, Г.Т. Савельева. - М.: СПб., ИКЦ, 2018. - 324 c.
4. Исаченко, В.Г. Краеведение / В.Г. Исаченко. - М.: НОИР, 2019. - 974 c.
5. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
6. Краеведение в России. История и современность. Указатель литературы за 1991-2010 гг. Выпуск 1. - М.: Российская национальная библиотека, 2015. - 608 c.
7. Новиков, Анатолий Золотой ларец. Книга для чтению по истории и краеведению / Анато-лий Новиков. - М.: РИО Ижевского полиграфического комбината, 2015. - 384 c.
8. Селиванов, А. М. Историческое краеведение. Накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII-XX вв.). Учебное пособие / А.М. Селиванов. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 320 c.
9. Селиванов, А.М. Историческое краеведение: накопление и развитие краеведческих зна-ний в России (XVIII - XX вв.): Учебное пособие / А.М. Селиванов. - М.: Форум, 2018. - 310 c.
10. Татьяна, Яковлева Краеведение как средство формирования социокультурной компетен-ции / Яковлева Татьяна, Ольга Еременко und Вера Демичева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 108 c.