Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что изменения условий в функционировании государства, которые характерны для XXI века, принесли много нового в развитие взглядов и научных изысканий в области содержания деятельности прокуратуры. Это привело к появлению множества теоретических идей и практических положений относительно совершенствования деятельности прокуратуры. В настоящий момент все еще актуально стоят вопросы о границах полномочий прокуратуры, о необходимости разделения ее функций и ответственности сотрудников прокуратуры.
Правильно организованная деятельность должна в первую очередь исходить из факта признания прокуратуры в качестве органа власти. Сегодня в науке статус прокуратуры довольно спорен в связи, с чем ведуться довольно острые дискуссии о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви власти.
Если проанализировать основные взгляды на данный вопрос, можно вполне точно выделить основные концепции встраивания прокуратуры в механизме государственной власти: в первую очередь прокуратура должна состоять при суде и быть такой же независимой и самостоятельной как от исполнительной, так и от законодательной власти; во вторых прокуратура – это специальный орган преследования; в-третьих – это орган государства, который не зависит от других ветвей власти, прокуратура может зависеть только от закона. Дискуссии развиваются вокруг данных позиций.
Одна из основных функций государства заключена в реализации правоохранительной деятельности и правосудия. Установленные государством правовые запреты призваны охранять более существенные социальные отношения, от непоколебимости которых будет зависеть безопасность не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом.
1. Правовые основы деятельности прокуратуры
Принимая во внимание, что прокурор является представителем ветви власти, в научной литературе идет дискуссия в какую же именно ветвь власти следует причислить прокурора. В свете новейших видоизменений, которые внесены в Конституцию РФ , по всей видимости – это судебная власть . В связи с тем, что гл. 7 Основного Закона стала носить название «Судебная власть и прокуратура», однако известно, что ни один орган не может подменять собой суд.
По нашему мнению, в Конституции РФ следовало бы закрепить отдельную главу о прокуратуре, чем закрепило бы правовой статус органов прокуратуры и определило бы место в системе разделения властей.
Так, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве содержится достаточно размытое понятие «прокурор», которое собственно состоит в перечислении должностных лиц единой системы органов прокуратуры.
Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурор – это Генеральный прокурор РФ и подчиненные прокуроры, заместители и другие должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделены определенными полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Следуя смыслу статей 14, 15, 16 Закона о прокуратуре РФ , к иным должностным лицам относятся: старшие помощники прокурора и помощники прокурора, а также старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов.
В силу п. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор – это должностное лицо, которое уполномочено в пределах предоставленной компетенции, осуществлять от имени Российской Федерации уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В части 5 этой же статьи, говорится, что полномочия прокурора, осуществляют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры .
Здесь закономерным будет вопрос, а будет ли включать в себя понятие «прокурор» относительно уголовного процесса таких должностных лиц прокуратуры, как старшие помощники прокурора или помощники прокурора, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов?
Если анализировать ст. 37 УПК РФ то следует отрицательно ответить на данный вопрос, так как данные лица не наделены процессуальными полномочиями, которые принадлежат исключительно прокурору и его заместителю.
В то же время в Определении Верховного суда РФ от 03.04.2003 года, говорится, что в законе нет запрета, в частности на поддержание государственного обвинения помощником прокурора, то есть на осуществление уголовного преследования в суде этим лицом.
Помимо этого в ст. 54 Закона о прокуратуре РФ относит к понятию прокурор широкий круг лиц. Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что в уголовном процессе прокурор – это должностное лицо единой системы органов Прокуратуры, которое осуществляет от имени государства и в пределах полномочий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также уголовное преследование, включая поддержание государственного обвинения в суде.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Андриянов В.Н. Новые направления деятельности прокуратуры России в современных условиях: проблемы и перспективы. // Известия байкальского государственного университета. 2011. № 5. С. 133-137.
8. Алиев Х.О., Заидова М.У. Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9. С. 216-217.
9. Берова Д.М. К вопросу о роли и значении понятия «уголовное преследование» для определения содержания функции обвинения в уголовном судопроизводстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2012. – № 5. – С. 119.
10. Максимова, К.А. Механизмы взаимодействия полномочных представителей президента Российской Федерации с органами полиции, следствия и прокуратуры в Федеральных округах // Право и политика. - 2013. - №7. - С.899
11. Павлова Н.В. Место и роль прокуратуры в конституционной системе органов государственной власти Российской Федерации в механизме защиты прав и свобод граждан // Глобальный научный потенциал. - 2014. - №4. - С.101-106.
12. Шагиев Б.В. Прокуратура РФ: основные направления деятельности на современном этапе развития России. // Право и государство. 2011. № 1. С. 28-33.
13. Юсуфов А.Ш. Основные направления деятельности Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2. С. 198-202.