Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Российская Федерация представляет собой самую крупную страну в мире как по площади
территории, так и по количеству проживающих здесь народов и национальностей. Несомненно,
культурно-исторические особенности государства и ее многонациональный народ формируют
уникальное достояние, охрана и защита которого просто необходимы.
Достояние Российской Федерации также является неотъемлемым элементом сферы культуры. В
свою очередь, каждый субъект федерации должен иметь в своем арсенале необходимые методы
и механизмы управления культурной сферой, защиты объектов культурно наследия, просвещения
населения.
Помимо этого, сфера культуры ввиду существующей взаимосвязи с национальными
особенностями государства способна оказывать значительное влияние на развитие демократии и
гражданского общества в России.
Так, государственная политика в области сферы культуры выступает одним из ключевых условий и
факторов укрепления и обеспечения национальной безопасности, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, а также развития и сохранения общероссийской идентичности
народов России в рамках культурной и исторической памяти. Именно данными параметрами
обусловлена актуальность работы, поскольку исследование и анализ существующей системы
управления сферой культуры в регионах страны выступает важнейшей задачей в контексте
достижения высокий государственных социально-экономических показателей.
Объект исследования – сфера культуры в Российской Федерации как неотъемлемый элемент
государственной политики.
Предмет исследования – система управления сферой культуры в региональном аспекте.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать действующую систему управления сферой
культуры в регионах Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать значение развития культурной сферы для государства и
регионов в частности;
2. Рассмотреть и описать факторы, оказывающие влияние на развитие сферы культуры в
регионах;
3. Охарактеризовать систему управления сферой культуры в регионах;
4. Рассмотреть нормативно-правовую базу в рамках управления культурной сферой
государства.
Степень научной разработанности темы.
На сегодняшний день ряд исследователей поднимает в своих работах вопрос о необходимости и
целесообразности развития сферы культуры, ее значении в контексте социально-экономического
развития государства, а также рассматривает ключевые аспекты нормативно-правового
регулирования данной сферы. К примеру, Романова Н.В. и Бурцев Ю.Д. рассматривают аспекты
3
политико-правового обеспечения сферы культуры в конкретных регионах. В свою очередь,
Рязанов А.В. и Фиглин Л.А. в своем исследовании рассматривают проблемы управления сферой
культуры на уровне регионов, а также подчеркивают важность культурной сферы для граждан
страны. Аспектам развития культурной сферы и основам ее управления посвящены исследования
Тульчинского Г.Л., Носковой Н.А., Магомедова М.Н. и Камировой А.Н.
В качестве основных методов были использованы: анализ, описание, изучение информации
официальных источников и литературы.
1. Развитие сферы культуры в контексте социально-экономического развития государства
1.1. Значение развития культурной сферы в региональном аспекте
Культурная сфера представляет собой неотъемлемый и необходимый элемент любой
существующей общественной системы. В рамках функционирования государства культурная
сфера имеет значение не только в контексте общего текущего духовно-культурного развития и
просвещения жителей государства, но и в вопросе сохранения культурно-исторического
достояния государства и мира.
Культурная среда на сегодняшний день выступает ключевым понятием в рамках характеристики
современного общества с точки зрения его культурной и духовной составляющих. Так, культурная
среда, с одной стороны, представляет собой результат совокупности деятельности общества
культурного характера (инфраструктура учреждений культуры, произведения искусства и другое),
а с другой – является институтом приобщения граждан к нравственным и культурным ценностям.
Помимо этого, культурная среда является специфической областью реализации творческого и
духовного потенциала населения страны. Данные параметры позволяют судить о значимости
развития культурной среды для улучшения качества российских граждан.
Говоря о сфере культуры непосредственно необходимо отметить, что данная сфера представляет
собой совокупность учреждений, предприятий и некоммерческих организаций, которые имеют
отношения к секторам производства материальных произведений искусства и культуры, а также
нематериальных услуг.
Деятельность в сфере культуры, в свою очередь, представляет собой особый вид деятельности по
созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, и
предоставлению культурных благ. На рисунке 1 представлены ключевые элементы сферы
культуры.
Рисунок 1. Ключевые элементы сферы культуры
4
Значение развитие культуры обуславливается тем эффектом, который способна оказывать
культурная сфера на развитие регионов и государства, в частности.
Во-первых, необходимо отметить, что культурное просвещение имеет важнейшее значение в
развитии и образовании поколений, что формирует, в свою очередь, профессионально-кадровый
потенциал, национальное богатство страны, воспроизводящееся в ее населении.
Во-вторых, сфера культуры и культурная деятельность в частности позволяют сохранять
национальное достояние, а с учетом того, что Россия является многонациональной страной –
данный аспект исключительно важен.
В-третьих, культурная сфера выступает одним из катализаторов развития туристской индустрии:
объекты культурно-исторического наследия, а также отдельные особенности народов и
национальностей, выражаемые посредством проведения фестивалей, иных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
2. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N
3612-1) (ред. от 18.07.2019) // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/
3. Бурцев Ю. Д. Политико-правовое обеспечение управления межэтническими отношениями
в Ставропольском крае // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки.
- №5. – 2009. - с.22-25
4. Камирова А.Н. Модель управления сферой культуры региона // Общество и реформы //
Научно-практический журнал. - №2. – 2010. – с. 172-181
5. Лашук И.В., Таранова Е.В. Сфера культуры в социологическом измерении // СНиСП. - №3. –
2017. – с. 7-31
6. М. Н. Магомедов, Н. А. Носкова Обзор нормативно-правового регулирования сферы
культуры Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -
№2-2. – 2019. – с. 164-168
7. Романова Н.В. Реализация культурной политики на Ставрополье в эпоху «оттепели». По
материалам Ставропольского краевого управления культуры // Гуманитарные и юридические
исследования. - №4. – 2017. – с. 113-118
8. Рязанова А.Ю. К вопросу об оценке эффективности сферы культуры региона // Вестник
Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – №40. – 2017. – с. 80-86
5
9. Саатова Х.Я. Финансирование сферы культуры в зарубежных странах // Экономика и
финансы (Узбекистан). – №10. – 2017. – с.45-50
10. Тарновский В.В. Особенности проектного управления в сфере культуры // Вестник
Саратовского государственного социально-экономического университета. – №3 (67). – 2017. – с.
100-104
11. Тульчинский Г.Л. Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-экономическое
развитие // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - № 2 (8). –
2005. – с. 97-106
12. Федорков А.И., Яновский В.В. О государственном регулировании в сфере культуры //
Петербургский экономический журнал. - №1. – 2017. – с.20-28
13. Фиглин Л.А., Рязанов А.В. Управление сферой культуры на уровне региона // Научнопрактический журнал / Информационная безопасность регионов. - № 1 (10). – 2012. – с. 93-98
14. Министерство Культуры Ставропольского края / Офиц. сайт / [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://www.mincultsk.ru/
15. Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие культуры и
туризма» на 2013–2020 годы // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://government.ru/docs/11936/
16. Правительство РФ / Офиц. сайт / [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://government.ru/rugovclassifier/856/events/
17. Правительство Санкт-Петербурга / Офиц. сайт / [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.gov.spb.ru/