Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самостоятельная работа как средство обучения применялась ещё во времена Древней Греции.
В конце VI – начале V века до нашей эры мыслитель Гераклит выделял в обучении важность
самовоспитания и самообразования, он воспитывал мыслящих и понимающих учеников,
способных действовать сообразно природе . В V веке до нашей эры Сократ разработал такой
метод как эвристическая беседа, заключающийся в вопросно-ответной форме обучения.
Использование этого метода позволяло ученикам самостоятельно приходить к тому или иному
выводу, а преподаватель лишь задавал направление мысли. Поздневизантийский философ
Плифон утверждал, что совершенства можно достичь только преодолевая зло при помощи
личных усилий и самообразования .
Основатели дидактики (Адольф Дистервег, Ян Коменский, Иоган Генрих Песталоцци, Жан-Жак
Руссо) подчёркивали в своих работах важность «самостоятельных усилий» в образовательном
процессе.
В 70-80-е годы того же века русские преподаватели естественных наук А.Н. Бекетов и А.Я. Герд
стали основоположниками метода практических и лабораторных самостоятельных работ .
Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться
под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны. «Очень
часто нормы, а тем более ценности нигде не записаны и не закреплены. Обычно они не бывают
такими жесткими, как, например, правила дорожного движения».
Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от
адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности
креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем.
Целью данной работы является рассмотрение темы самостоятельной художественной
деятельности для детей в ДОУ.
Задачи:
1) Рассмотрение роли воспитателя в обучении дошкольников;
2) Анализ важности приоритетности самостоятельной работы;
3) Характеристика косвенных методов руководства самостоятельной деятельностью детей.
4) Описание специфики проведения самостоятельной работы по ИЗО с детьми разных
возрастов в ДОУ.
4
1 Роль воспитателя в обучении детей
Достижение и успех в процессе воспитания и обучения дошкольников требует от воспитателя
высоких качеств нравственности, достаточного уровня знаний, умений и навыков, определенной
степени культурного уровня. Но важно обладать еще и определенными особенностями личности,
которые соответствуют определенным уровням развития умственной, эмоциональной и волевой
областей личности. Данные сферы интегрируют и формируют единое целое. Будем называть эти
особенности педагогическими способностями. Последние представляют собой сложную,
имеющую множество нюансов структуру психологии, в которой можно классифицировать
несколько элементов – частных способностей.
Анализ педагогических процессов обучения и воспитания экспертов среди воспитателей и
педагогов позволяет выделить следующие группы педагогических способностей:
1) Дидактические способности, осуществляющие педагогическое руководство обучением с
профессиональной точки зрения, передачу учебного материала детям;
2) Личностные способности;
5
3) Организационные способности – воспитатель планирует, организует, осуществляет
педагогический процесс;
4) Способности коммуникации (воспитатель общается с другими воспитателями, с детьми).
Способности не являются врожденными, поскольку формируются в процессе человеческой жизни.
То же можно сказать и про педагогические способности – их эволюция происходит в процессе
приобретения опыта, в процессе постоянной работы воспитателя.
2 Важность и приоритетность самостоятельной работы
Также учёные предлагают различные классификации самостоятельной работы. Например,
российский педагог Е.Я. Голант среди видов самостоятельных работ называл: выбор материала по
определённому вопросу, классификацию материала, выделение главного и второстепенного,
выведение доказательства и др.
Среди наиболее распространённых видов самостоятельных работ Бим-Бад называет работу с
учебником, справочной литературой или первоисточниками; решение задач; выполнение
упражнений; сочинения; изложения; наблюдения; конструирование; моделирование и т.д.
Новый словарь методических терминов и понятий определяет следующие виды самостоятельной
работы: лабораторная работа, самостоятельная работа в аудитории, домашнее задание,
домашнее чтение и др. .
Самостоятельная же работа может возникнуть только в ситуации «информационного вакуума» –
когда информация, полученная на занятии, недостаточно удовлетворяет потребность ученика в
познании нового, когда возникает потребность самостоятельно восполнить пробелы в знаниях,
самостоятельно овладеть навыком, необходимым для дальнейшего освоения темы.
Вторым требованием к внеклассной работе, согласно И.А. Зимней, является увлекательность
формы работы, а также её средств и материалов. Ученика же, занимающегося самостоятельной
работой, должен увлекать сам процесс поиска материала и овладения им, а не форма его подачи .
Как следует из вышесказанного, самостоятельную работу можно рассматривать и как стимул к
дальнейшему самообразованию, и как работу, выполняемую без помощи преподавателя, но под
его руководством.
3 Самостоятельная художественная деятельность для детей в ДОУ: особенности проведения
Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности.
Свидетельство тому — рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои
представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства .
Искусство - это источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его
обогащают детей впечатлениями.
6
Желание использовать разные способы действия, полученные на занятиях, формируется у детей и
вне занятий: они рисуют, например, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что им нравится.
В самостоятельную деятельность в свободное время воспитатель дает детям разнообразные
альбомы для раскрашивания; работая с ними, дети решают
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2017.
2) Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? //
Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2.
3) Новолодская Е.Г. Проектирование здоровьетворения человека в креативном контексте:
теоретический и исторический аспекты [Текст] / Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2016.
4) Самостоятельная работа [Текст] // Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. – М.: ИКАР, 2017.
5) Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торосян. –
Москва-Берлин: DirectMEDIA, 2015.
6) Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. –
М.: Владос, 2016. – 144 с.
7) Шептуховский М.В. Методика организации наблюдений в содержании подготовки
будущих учителей начальных классов [Текст] М.В. Шептуховский // Профессиональное
образование: теория, методика, практика: материалы международного научного е-симпозиума. –
Киров: МЦНИП, 2017.