Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что, к сожалению, государственное управление пока
изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают
полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них. Поэтому правовое государство
невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности субъектов
государственного управления за нарушение установленных законом запретов и ограничений.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с запретами
и ограничениями государственных служащих.
2
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и
иные нормативные правовые акты, регулирующие запреты и ограничения на государственной
гражданской службе, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме
исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение ограничений и запретов, связанных с
гражданской службой.
Задачами работы является:
• изучить правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с гражданской
службой;
• проанализировать реализацию ограничений и запретов, связанных с гражданской службой
• рассмотреть права человека и запреты, связанные с гражданской службой;
• исследовать ограничения, запреты и коррупцию на гражданской службе;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с гражданской службой
1.1. Правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с гражданской службой
Служебная дисциплина предполагает соблюдение государственным служащим положений
Конституции РФ, законов, нормативных правовых и локальных актов, установленных
законодательством предписаний (правил), запретов и ограничений, исполнение возложенных
обязанностей, законных распоряжений (требований) соответствующих руководителей. Иными
словами, служебная дисциплина на государственной службе - это правовой режим выполнения
служебных (должностных) обязанностей, соблюдения установленных запретов и ограничений
государственными служащими. Руководствуясь подобным пониманием, считаем необходимым
также отметить, что именно нарушение служебной дисциплины выступает служебным
(должностным) проступком.
Понятие дисциплинарного проступка государственного служащего, как противоправное виновное
непреступное нарушение государственных служащим служебной дисциплины, несоблюдение
установленных запретов и ограничений, которое в соответствии с законодательством Российской
Федерации влечет применение мер дисциплинарно-правового принуждения.
Рассмотрим ограничения установлены для государственных гражданских служащих.
Гражданин не вправе замещать должность госслужащего, если:
• его признали недееспособным или ограниченно дееспособным;
• суд приговорил его к наказанию, при котором он не может выполнять должностные
обязанности, и приговор вступил в силу или у него есть неснятая или непогашенная судимость;
• у него есть заболевания, при которых нельзя замещать должность;
3
• сменил гражданство РФ или получил второе;
• не представил сведения о сайтах или страницах в интернете, на которых размещал
общедоступную информацию о себе;
• признали, что незаконно не прошел военную службу по призыву;
• гражданину исполнилось 65 лет и работодатель не продлил срок службы;
• отказался от оформления допуска к гостайне, а по должности обязан с ней работать;
• начальником назначен ваш близкий родственник (свойственник) или по должности он его
контролирует. Также если начальник либо контролирует близкого родственника (свойственника);
• при поступлении на госслужбу гражданин представил подложные документы (сведения),
например сведения о доходах и имуществе, судимостях, наличии второго гражданства и т.д.;
• нарушил ограничения, запреты, требования, связанные с конфликтом интересов или с
несоблюдением антикоррупционного законодательства, и представитель нанимателя утратил
доверие.
Эти ограничения установлены в ст. ст. 16, 25.1 Закона о государственной гражданской службе.
Все, что гражданину запрещено на госслужбе и после увольнения с нее, установлено в ст. 17
Закона о государственной гражданской службе.
Принимать подарки за исполнение служебных обязанностей запрещено. А подарки, которые
вручили на каком-то мероприятии, считаются собственностью государства, и служащий должен
сдать их в свой госорган (за исключением некоторых случаев). После служащий вправе их
выкупить.
Госслужащему при замещении должности запрещено, например:
• быть предпринимателем (в том числе через доверенных лиц), участвовать в управлении
коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением ряда случаев;
• приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, если это может
вызвать конфликт интересов;
• быть чьим-либо доверенным лицом в госоргане, в котором служащий работает, если это
повлечет конфликт интересов;
• получать вознаграждения (подарки) от физических и юридических лиц в связи с
исполнением должностных обязанностей. Исключение - случаи, когда служащий получил подарок
в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и т.п.;
• разглашать или использовать не для служебных целей сведения конфиденциального
характера и служебную информацию;
• допускать публичные высказывания о работе госорганов и их руководителей, если это не
входит в обязанности служащего;
4
• открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных
банках за пределами РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Это также касается супруги (супруга) служащего и несовершеннолетних детей. Исключение – если
служащий работает за границей.
После увольнения государственный гражданский служащий не вправе:
• разглашать или использовать в интересах организаций либо физлиц сведения
конфиденциального характера и служебную информацию (ч. 3 ст. 17 Закона о гражданской
службе);
• работать в организации или выполнять в течение месяца работы по договору подряда на
сумму более 100 тыс. руб. без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному
поведению и урегулированию конфликта интересов. Это относится к случаям, если на госслужбе
служащий контролировал эту организацию, его должность входила в специальный Перечень и с
момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет (ч. 3.1 ст. 17 Закона о гражданской
службе, ст. 12 Закона о противодействии коррупции ).
Надо заметить, что когда исследуют понятие правонарушения, то в качестве его признака
называют наказуемость. А на обеспеченность при помощи стимулов и ограничений можно указать
в качестве прямой противоположности наказуемости. Конечно, наказание присутствует и здесь в
качестве одной из мер обеспечения государственных служащих, но существует как
психологическая угроза, действуя на информационном уровне. Оно реально в случае
правомерного поведения не применяется. Для обеспечения правомерного поведения
государственных служащих в действующем законодательстве должны разумно сочетаться
стимулы и ограничения. К ограничениям относятся запреты, обязанности государственных
служащих, а также правовое средство в виде наказания, сформулированное в санкции правовой
нормы и действующее на информационном уровне. К стимулам относятся не только поощрения,
но и различные льготы и гарантии, существующие для государственных служащих.
1.2. Реализация ограничений и запретов, связанных с гражданской службой
Раньше была статья 20 КЗоТ, которая запрещала совместную работу близких родственников, если
их работа предполагала подчиненность или подконтрольность по отношению друг к другу. В
новом законодательстве
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание
законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание
законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
8. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание
законодательства РФ, 12.02.2007, N 7, ст. 837,
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н «Об утверждении Порядка
прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской
Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению
на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее
прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» // Российская газета, N 12,
22.01.2010.
10. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Утв. ВС РСФСР 09.12.1971 // Ведомости ВС
РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007. Утратил силу.
11. Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. N 14-П // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4261.
12. Определение КС РФ от 22 декабря 2015 г. N 3016-О // СПС «КонсультантПлюс»
13. Определение Московского городского суда от 28 апреля 2012 г. N 4г/2-2876/12 // СПС
«КонсультантПлюс».
14. Решение Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс».
15. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2015 г. по делу N
33-48826 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Антонов К. Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней // Трудовое
право. 2017. N 2. С. 29.
17. Лисов В.В. Ограничения конституционных прав граждан, связанные с поступлением на
государственную гражданскую службу Российской Федерации и ее прохождением: Автореф. дис.
... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 144 – 150.
18. Лещина Э.Л. Дисциплинарный (служебный) проступок как основание дисциплинарной
ответственности // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 55.
19. Малеванова Ю.В. Некоторые аспекты административной ответственности государственных
гражданских служащих // XII Всероссийская научно-практическая конференция «Державинские
чтения»: Сб. ст. / Отв. ред. О.И. Александрова: ВГУЮ (РПА Минюста России). М.: Изд-во ВГУЮ,
2017. С. 465 - 466.
6
20. Переседов А.М. Соотношение принципов открытости государственной гражданской
службы, приоритета прав и свобод человека с ограничением, налагаемым на свободу выражения
собственных суждений и мнения со стороны государственных служащих // Государственная
власть и местное самоуправление. 2018. N 4. С. 16.
21. Ростовцева Ю.В. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в
системе государственной службы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 3. С. 47.
22. Спектор Е.И. Коррупционные правонарушения: проблемные вопросы юридической
квалификации // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 41.