Фрагмент для ознакомления
2
1. Показатели технологического перегрузочного и перевозочного процесса.
2
В перегрузочном процессе предмет труда - груз в транспортных средствах и на складах порта, а
конечная цель - отправка груза из порта по назначению на транспортных средствах. Грузопотоки,
проходящие через порт, в зависимости от направления, делятся на:
• исходящие (отправление) из порта на судах, загрузкой которых заканчивается
перегрузочный процесс и начинается процесс морской перевозки в малом и большом каботаже,
заграничном плавании (экспортные перевозки);
• входящие (прибытие) в порт на судах, разгрузкой которых начинается перегрузочный
процесс порта и завершается процесс морской перевозки в малом и большом каботаже,
заграничном плавании (импортные перевозки).
Перегрузочный процесс - это сложный процесс, состоящий из технологического (основного)
процесса перегрузки груза и связанных с ним вспомогательных операций по подаче и уборке к
грузовому фронту (причал, склад) судов и других транспортных средств, по подготовке груза,
перегрузочного оборудования и грузовых помещений транспортных средств к загрузке-разгрузке,
а также транспортно-экспедиционных операций (тальманский счет груза, оформление документов
на груз и др.).
Результат перегрузочного процесса - специфическая продукция порта, измеряемая массой груза,
погруженного на судно или выгруженного из судна, в физических тоннах.
Перегрузочный процесс называется прямым или транзитным, если груз перегружается
непосредственно с морского судна в вагоны, автотранспорт, речное судно или обратно.
Перегрузочный процесс называется складским, если необходимо предварительное накопление
груза на складе для загрузки на судно или разгрузки доставленного судном груза на склад. Из-за
различия во времени прихода в порт морского судна и других транспортных средств с грузом для
погрузки на судно или же порожних транспортных средств для приема груза, доставленного
судном, из-за несвоевременного представления грузораспорядительных документов (разнарядки,
поручения) и неподготовленности груза перегрузочный процесс осуществляется поэтапно, по ряду
вариантов.
Возможен смешанный вариант перегрузочного процесса, при котором часть судовой грузовой
партии перегружается по прямому варианту, а остальная - по складскому. Для каждого варианта
характерно определенное начальное и конечное местоположение груза.
Судно - морское или речное судно, а вагон — все виды грузового подвижного состава
железнодорожного транспорта (крытые вагоны, платформы, полувагоны, гондолы, хопперы,
транспортеры для тяжеловесных грузов и др.), с помощью которых груз доставляется в порт или
вывозится из порта.
Автомобиль - различные грузовые автомобили (автопоезда), на которых груз доставляется в порт
или вывозится из порта. Под складом понимается открытая и закрытая площадь на территории
3
порта, предназначенная для хранения грузов, а также боны на акватории порта (для погрузки
выгрузки круглого леса).
Работы по загрузке или разгрузке контейнеров относятся к варианту «склад - склад».
Внутрипортовый транспорт – ж/д вагоны, грузовые автомобили, плавсредства, используемые для
внутрипортового перемещения груза по одному из вариантов.
2. Виды опасности, классификация и группировка опасных грузов. Порядок нанесения знаков
опасности и критерии оценки степени опасности.
Все опасные грузы разделены на 9 классов и 7 подклассов и любой груз должен попадать под
одним из этих классов.
Класс 1. Взрывчатые вещества класс.
Взрывчатые вещества и изделия, которые по своим свойствам могут взрываться, вызвать пожар с
взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства
взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта.
3. Технические условия и требования хранению, переработке опасных грузов. Требования к
перегрузочному оборудованию и технологической оснастке при переработке опасных грузов в
морских портах.
Грузы класса 1.
Тарно-штучные и пакетированные грузы класса 1 должны храниться в специализированных
крытых складах.
Допускается хранение в открытых складах и складах-навесах аммиачно-селитренных ВВ, нитрата
аммония и грузов подкласса 1.4. При этом размеры штабеля груза не должны превышать: длина -
15 м, ширина - 6 м, высота - 3 м. Штабель должен размещаться на деревянных поддонах или
прокладках. Площадки складов должны быть бетонированными.
Тарно-штучные грузы подкласса 1.1, дымные и бездымные пороха, детонаторы всех видов
должны размещаться на стеллажах, расположенных, как правило, у стен склада. Полки стеллажей
должны быть деревянными, без выступающих металлических деталей.
Остальные тарно-штучные и пакетированные грузы класса 1 разрешается хранить в штабелях на
деревянных поддонах или прокладках. Высота штабеля не должна превышать 2 м, по ширине
штабеля должно быть не более четырех упаковок в ряд.
Контейнеры с грузами класса 1 должны размещаться на открытых складах только в верхнем ярусе
штабеля, но не выше второго яруса.
Грузы класса 1 должны перегружаться, как правило, в светлое время суток.
4
Перегрузка в темное время суток может производиться только по разрешению начальника порта
или производственного перегрузочного комплекса и при обеспечении освещенности зоны
грузовых работ не менее 50 люкс.
Грузы класса 1 должны ввозиться в порт и (или) подаваться к причалу только при полной
готовности судна к их погрузке. Грузы класса 1 должны выгружаться с судна только при полной
готовности транспортных средств, предназначенных для их вывоза с причала.
Склады, на которых хранятся грузы класса 1, должны охраняться. В местах перегрузки груза
должен быть установлен пропускной режим. Охраняемой зоной должна быть территория,
расположенная не менее чем в 10 м от мест погрузки-выгрузки.
Перегрузка грузов класса 1 должна производиться под постоянным наблюдением руководителя
работ, представителя ПТС порта, а также сопровождающего, если груз следует в сопровождении.
На минимально безопасном расстоянии от мест погрузки-выгрузки должен быть выставлен пост
(пожарная машина или катер).
На причалах и погрузочно-разгрузочных площадках, на которых перегружаются грузы класса 1, не
должно находиться других опасных грузов.
Помещения складов после размещения в них грузов класса 1 должны быть тщательно осмотрены,
закрыты и опечатаны.
На отдельном складе или в одном отсеке склада, отделенном от других отсеков
противопожарными перегородками, допускается совместное хранение грузов класса 1:
• относящихся к одной группе совместимости;
• групп совместимости C, D и E.
Грузы группы 1.4S допускаются к совместному хранению со всеми грузами класса 1, кроме групп
совместимости A и L.
Максимально допустимое количество одновременно хранящихся грузов класса 1 в порту или на
складе, а также безопасные расстояния между складами (штабелями) должны быть рассчитаны в
соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах.
4. Правила, инструкции, регламентирующие безопасную перевозку грузов и грузовые
документы. Классификация опасных грузов по коду ИМО.
Законодательные документы, регламентирующие условия и правила транспортных перевозок,
определяют обязанности, права и ответственность транспортных организаций, предприятий,
учреждений и граждан, пользующихся транспортном, регламентируют порядок составления и
выполнения плана и основные условия перевозок грузов, багажа и почты, а также
взаимоотношения транспортных организаций между собой и потребителями продукции.
5
В уставах содержаться все важнейшие требования к хозяйству (предприятию), предназначенному
для выполнения грузовых и коммерческих операций и для обслуживания пассажиров. Они
содержат требования, направленные на улучшение использования подвижного состава и
обеспечение сохранности перевозимых грузов.
В уставах изложены основные положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа, конкретные
условия (подготовка отдельных видов грузов и подвижного состава к перевозке, способы погрузки
и крепления грузов, обслуживание в пути и др.), а порядок выполнения коммерческих операций
изложен в Правилах перевозок грузов.
При перевозке грузов заключается договор перевозки, представляющий собой соглашение, по
которому перевозчик принимает на себя обязательство перевезти обусловленный груз своими
средствами от места отправления до места назначения в установленные сроки, а отправитель
обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
На различных видах транспорта договор на перевозку грузов имеет различное содержание и свои
особенности.
5. Контроль за едкими, коррозионными веществами (класс 8) и перегрузке с одного вида
транспорта на другой.
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N
15) (ред. от 19.05.2017)
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Глава 2. Перевозка опасных грузов в крытых вагонах и контейнерах.
2.2. Специальные условия перевозки опасных грузов (кроме грузов классов 1, 6.2 и 7).
Класс 8. Едкие (коррозионные) вещества
2.2.48. Основной опасностью вещества класса 8 является их способность повреждать живую ткань
и действовать разрушающе на различные материалы. Пары и пыль этих веществ, попадая в
организм, могут вызвать отравление. Ряд грузов класса 8 обладает окисляющим действием, т.е.
может вызвать воспламенение горючих веществ и материалов.
2.2.49. Запрещается применять для упаковки едких (коррозионных) веществ, способных
образовывать самовоспламеняющиеся смеси (классификационные шифры 8051, 8052, 8081, 8082,
8083), сено, солому, древесную стружку и другие материалы, не пропитанные огнезащитным
составом.
2.2.50. Кислота азотная красная дымящая, меланж (номер ООН 2032) допускаются к перевозке, в
том числе в специальных емкостях грузоотправителя (грузополучателя). Перевозка указанных
6
грузов с сопровождением регламентируется специальными условиями Алфавитного указателя
опасных грузов.
2.2.51. Ртуть номер ООН 2809 в герметично закрытых стальных баллонах и порожняя тара из-под
нее перевозятся мелкими отправками в специальных ящичных поддонах за пломбами
грузоотправителя (грузополучателя).
Правила морской перевозки опасных грузов
(Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Основные источники:
1. Новиков, В. Безопасность перевозки на водном транспорте: учебное пособие / В. Новиков;
Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного
транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2013. - 207 с.: ил.,табл., схем. - Библиогр. в кн.; То же
[Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430071
Дополнительные источники:
1. В.В. Винников, Е.Д. Крушкин, Е.Д. Быкова. Системы технологий на морском транспорте. -
М.: ТрансЛит, 2010.
2. С.Ю. Морозов. Транспортное право. – М.: Юрайт, 2016.
3. Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем. Учебник. − СПб.: Мир и семья. 2001 г.
4. В. И. Снопков «Морская перевозка грузов» изд-во – Санкт-Петрбург – НПО «Прфессионал»,
2006 г.
5. Л. Л. Николаева, Н. Н. Цымбал «Морские перевозки» изд-во – Одесса – Феникс, 2005 г.
6. Снопков В.И. Морская перевозка опасных грузов изд. « Транспорт» Москва 2000 г.
7. Кузнецов С.А. Перевозка опасных грузов морем изд. « Инко Сервис» Москва 2006 г.
8. Жуков Е.И., Письменный М.Н. Технология морских перевозок. Учебник. М.: Транспорт.
1991 г.
9. Белоусов Л.Н., Корхов Я.Г. Технология морских перевозок грузов. Учебник. М.: Транспорт.
1978 г.
10. Правила морской перевозки опасных грузов т.1, 2, 3, 4, 5 (МОПОГ) корректура 2005 г.
11. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море СОЛАС-1974года изд.
ЗАО ЦНИИМФ 2002 г.
12. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ изд. ЗАО
ЦНИИМФ 2000 г.
7
13. 4М. Общие и специальные правила перевозки грузов Том 1. М.: Мортехинформреклама.
1991 г., Том 2. Специальные правила. М.: Мортехинформреклама. 1996 г.
14. Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ). (Тарифное руководство 5-М) в 2-х
книгах. М.: Мортехинформреклама.1991 г.
15. 7М. Общие и специальные правила перевозки наливных грузов: нефти и нефтепродуктов,
пищевых грузов, сжиженных газов наливом. 1996 г.
16. Транспортные характеристики грузов Е.В.Джежер изд.2007 г. Москва «Транслит»