Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и
достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному
обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более
эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения
в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к
обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и
принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее
решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью
определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной
дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные
классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по
отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной
дезадаптации.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью изучения психологической готовности к
школе и ее компонентов, особенностей диагностики данного психологического процесса для
своевременной профилактики школьной дезадаптации.
Цель исследования – рассмотреть понятие и компоненты психологической готовности к обучению
в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «психологическая готовность к школе».
2. Мотивационная готовность и произвольность ребенка.
1. Понятие «психологическая готовность к школе»
Рассмотрим понятие «психологическая готовность к школе». Это определенные достижения в
развитии ребенка, которые обеспечат ему возможность успешного и эмоционально комфортного
обучения в школе. Это определенный уровень психического развития. Готовность – сложное
образование, а не сумма умений и навыков.
Как известно, во всем многообразии человеческой деятельности условно можно выделить
операционно-техническую и мотивационно-смысловую сферы. В простом понимании готовность к
школе – это набор определённых знаний и умений ребенка: правильная артикуляция, умение
3
делить слово на слоги, счет, чтение стихов по памяти. Однако, все эти умения лишь операциональ
нотехническая сторона готовности. Куда более важной при поступлении в школу оказывается
готовность ребенка мотивационно-личностная. Именно такая готовность и обеспечит ему
успешное вхождение в школу как в новое социальное пространство и усвоение новых знаний и
способов действия, даже если начальный уровень его технических возможностей был невысок.
Это значит то, что у мотивированного и сориентированного в смыслах человеческой деятельности
ребенка, не умеющего считать и писать, шансов стать хорошим учеником и легко освоиться в
школе больше, чем у интеллектуально «переразвитого», но социально незрелого.
Здесь стоит отметить, что мотивационная готовность к школе обеспечивает не только мягкое
вхождение в школьную жизнь, но и продуктивное сотрудничество ребенка со школой на
протяжении всего периода обучения. В переходный период между дошкольным и младшим
школьным возрастом (с 6 до 7 лет) закладываются очень важные качества и умения личности,
которые важны и нужны человеку не только для обучения в начальных классах, но и на
протяжении всей жизни. Упустив возможности этого периода, ребенок и его родители могут
слышать и видеть последствия
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике. Часть 3. Психодиагностика личностной
готовности ребенка к школьному обучению / К.М.Гайдар, Н.И.Вьюнова. – Воронеж: Воронежский
государственный университет, 1999.
2. Гайдар К.М. Практикум по психодиагностике. Часть 5. Психодиагностика интеллектуальной
готовности ребенка к школьному обучению / К.М.Гайдар, Н.И.Вьюнова, Л.В.Темнова – Воронеж:
Воронежский государственный университет, 2001.
3. Давыдова В.И. Подготовка детей к обучению в школе /В.И.Давыдова, О.М.Трофимчук,
Т.В.Башак, И.Ю.Кривошеина, О.Д.Усманова. – Челябинск, 2014. – 142 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю.
Кулагина. – М.: УРАО, 2015. – 175 с