Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гуманистическая направленность социальной политики любого государства определяется отношением к наименее защищенным категориям населения, находящимся в особо трудных условиях. Значительную часть этого контингента составляют дети с нарушениями и отставаниями в развитии, рост численности которых отмечается в последние годы.
История становления специального образования играет огромную роль в изучении и дальнейшем развитии специального образования в республике. Воспитание и обучение детей с аномалиями развития требует особых методологических подходов и создания целого комплекса дополнительных условий. В бывшем Советском Союзе функционировала достаточно дифференцированная сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями. В стране был осуществлен переход от 3 типов к 8 типам специальных школ и 15 видам специального обучения, организовано дошкольное воспитание различных категорий детей с нарушениями развития. Однако, начиная с 70-х годов, национальные системы специальных образовательных учреждений, в связи с изменением философско-концептуальных основ социального развития, обнаруживают свое несовершенство и подвергаются критике, в первую очередь в странах Запада. В контексте либерально-демократических реформ все больше сторонников приобретает идея перехода от обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных учреждениях к интегрированному обучению.
Цель исследования – рассмотреть историю становления специального образования в России и в Европейских странах.
1. Периоды становления специального образования
Несмотря на определенное сходство между европейскими и российской моделями системы специального образования, есть определенные различия, они находятся в области идеологических, правовых и финансовых основ.
В Европейских странах становление системы специального образования зарождалось в контексте развития гражданских прав и свобод человека и их закрепления в конституции, законодательных актах о специальном образовании, которые опережали общественные инициативы и финансовую поддержку системы со стороны благотворительных движений, т. е. в условии определенного взаимодействия государства, общества, церкви и заинтересованных групп населения.
В России же оформление системы специального образования происходило в контексте становления государства диктатуры пролетариата при отсутствии закона о специальном образовании, вне диалога с общественными движениями и заинтересованными группами населения, при запрещении филантропически благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования — госбюджете, т. е. в логике тоталитарного государства.
Уникальность социокультурных основ становления отечественной государственной системы специального образования может оказывает влияние на характер ее развития, обусловливая в дальнейшем как несопоставимо более высокий уровень образования и непревзойденные достижения советских дефектологов в деле обучения аномальных детей, так и объяснимую закрытость данной системы от общества и всех его институтов. Государство, и только оно, будет решать судьбы аномальных детей, исключив реальное взаимодействие с обществом. И в этом состоит специфика первого этапа становления системы специального образования в России.
Развитие специального образования в России имеет почти 200-летнюю историю.
Пусть становления специального образования составляет более двух тысячелетий. В античном мире судьба людей с отклонениями в развитии была трагичной. Их не считали гражданами, их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было.
Обучение и воспитание аномальных детей в дореволюционной
России осуществлялось частными благотворительными обществами.
Первая специальная школа была организована В.И. Флери для глухих детей
в 1806 г. в Санкт-Петербурге.
В результате педагогической деятельности В.И. Флери, Г.А. Гурцева, И.А. Васильева, Ф.А. Рау и др. к началу XX в. создается русская система обучения детей с нарушениями слуха. Эта система ставила задачу развития природных задатков глухого в единстве с развитием речи, усвоением общеобразовательных и профессиональных знаний и умений. Большое внимание уделялось сближению содержания обучения глухих с обучением слышащих в народных школах. При обучении глухих использовали устную и письменную форму речи, в некоторых школах - дактильную и жестовую речь.
Первая школа для слепых в России была открыта в 1807 г. также в Петербурге основоположником научно обоснованной системы обучения слепых французом В. Гаюи. Он сумел увидеть роль и место общества, семьи и школы в решении главной задачи, стоящей перед педагогом - подготовке из слепых детей свободных граждан своей страны, способных в труде обрести самостоятельность и независимость. Его идеи были развиты в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. / гл. ред. А.В. Запорожцев; вступит. ст. А.Н. Леонтьева. М.: педагогика, 2015. т.5
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. - М.: Печатный двор, 2014. - 182с.
3. Шипицына Л.М. Современные проблемы развития специального образования в России. Сб.: Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1995. - с. 6
4. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., Образование, 1995