Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управлять людьми – это наиболее трудное и древнее искусство, которое изучается различными науками. Усложнение процессов власти, управления происходит всегда. Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации. Теория управления изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации. Выделяют следующие особенности процесса управления:
1) Управление – это процесс, который осуществляется непрерывно во времени и пространстве.
2) Управление, как любой процесс, имеет определенную цель, требует проведения анализа (причем глубокого).
3) Если субъект управления воздействует на объект, то мы должны видеть конкретный результат, который должен быть сопоставим с целью. Чем больше совпадают цель и результат, тем эффективнее и качественнее управление.
Целью данной работы является рассмотрение профессии топ-менеджера и ее особенностей. Задачи:
1) Характеристика отличия лидера от руководителя;
2) Описание функций топ-менеджера в компании;
3) Анализ специфики новых управленцев и лидеров в XXI веке.
1 ТОП-МЕНЕДЖЕР: РУКОВОДИТЕЛЬ ИЛИ ЛИДЕР
1.1 Сущность лидерства
Лидерство представляет собой главнейший элемент качественного управления. Лидерство можно встретить везде, где есть общность людей, тесно взаимодействующих друг с другом. Термин «лидер» обозначает «ведущий», «вождь». Кажется, что термин прост, но на самом деле за ним кроется огромное количество характеристик и применение их на практике .
Лидерство – это не руководство. Последнее предполагает контролирующую функцию в большей степени, когда отношения построены на принципах господства и подчинения.
Значимость лидерства в управлении компанией определяет тему влияния лидерства на само управление. Лидерством важно уметь управлять. Важно выявлять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных и создавать институт лидерства в компании.
Среди организаций, имеющих и не имеющих лидера, конечно, в плюсе всегда будет та, которая имеет лидера.
Рассмотрим историческое возникновение проблем лидерства. Откуда началось исследование лидеров?
Ранее лидерство изучалось только на основании биографии великих людей. Приводились в систему характерные для личности черты.
Теория «великого человека» (Е. Боргатт и др.) говорит о том, что если выполнять одинаковые группы задачи с тождественной целью, если при этом будут одни и те же условия, когда члены группы дают наивысшие оценки, то это и есть лидер.
1.2 Стили руководства
Теория лидерских стилей говорит о том, что существует несколько стилей руководства:
1) Автократичный;
2) Либеральный;
3) Стиль, сосредоточенный на работе;
4) Стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный стиль предполагает управление, базирующееся на том, что потоки информации и процесс принятия выводов должны управляться верхом иерархии в управлении организацией. Это, конечно, демонстрирует неверие руководства в компетентность и добросовестность персонала. Или этот стиль может быть спровоцирован сложным положением организации, когда от руководителя требуется быстрое принятие решений .
Демократичный стиль управления говорит о том, что управление организации – это задачи, которые обсуждаются большим количеством коллег. Руководитель вмешивается в процесс минимально, но проверяет результат. Если координация действий сотрудников недостаточна, то перераспределение задач носит неясный для них характер.
Есть и ситуационные теории лидерства, согласно которым лидер появляется тогда, когда складываются определенным образом время, место и обстоятельства.
В ситуационных теориях лидерства, когда говорят об эффективном стиле самого лидера, учитывают следующие факторы:
1) Характер поставленной цели;
2) Фактор самой личности;
3) Учитывается особенность общества или группы и сложившихся в ней коммуникаций;
4) Берется во внимание социальный статус человека и пр.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2016. — 317 с.
2) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2017. — 278 с.
3) Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 381 с.
4) Коэн А. Р. Искусство управлять людьми. — М.: АСТ, 2016. — 349 с.
5) Кузес Д. М. Вызов лидерства. — М.: Юрайт, 2016. — 428 с.
6) Кузьмина Т. В. Эффективное манипулирование поведением человека. — М.: Дашков и К°, 2016. — 145 с.
7) Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.: Эксмо, 2016. — 236 с.
8) Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. — М.: Юрайт, 2017. — 322 с.