Фрагмент для ознакомления
2
Тема 7. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения
1. Причины формирования аддиктивного поведения
Общая черта аддиктивного поведения проявляется в стремлении ухода от действительности, с
искусственным изменением своего психического состояния, ограничиваясь при этом каким-либо
одним вариантом деятельности. Соответственно этому выделяются: зависимость от алкоголя,
курения, наркотических препаратов, пищи (часто сладкой). В последние годы описывают
работоголию, сексуальную аддикцию, кибераддикцию (потребность проведения времени за
компьютером). Людей с аддиктивным поведением характеризует пониженная
стрессоустойчивость, боязнь жизненных трудностей, отсутствие способ-ности к ожиданию и
терпению, жажда скорейшего выполнения желаний.
Любая аддикция формируется на основании последовательно чередующихся специфических
психологических состояний, при которых происходит трансформация переживаний
эмоциональной боли, напряжения, чувства одиночества в сильные положитель¬ные ощущения и
одновременно запоминается путь, который позволяет приобрести опыт устране¬ния проблемы.
Субъективная фиксация на тех моментах, во время которых возникает ощущение спокойствия и
безопасности способствует развитию аддиктивного поведения.
Если человек осуществляет желаемое при помощи какого-то искусственного способа, то
происходит формирование связей между этим состоянием и действием, которое к этому
состоянию привело. В последующем каждое отрицательное переживание, подобное этому, будет
способствовать ускоренному появлению данного действия. В результате происходит попадание
2
человека в ловушку, когда стремление к достижению сиюминутного удовольствия доминирует
над знаниями о возможности отдален¬ных негативных последствий.
Возникновение подобного зависимого поведения осуществляется при участии генетических
факторов, специфических условий, способствующих возникновению действия этих факторов или
его отсутствия, а также во многом зависит от способов воспитания.
Одним из методов воспитания, способствующих формированию аддикций, является гиперопека,
при которой родители не доверяют своему ребенку, сами стремятся многое сделать за и не дают
возможности развития у ребенка необходимых навыков. Позднее дети, воспитывающиеся в таких
семьях, не обладают умениями и навыками преодоления трудностей и не могут самостоятельно
добиваться поставленных целей, и соответственно не могут справляться со стрессовой ситуа¬цией
и предпочитают уходить от их решения.
Другой вариант воспитания, приводящий к формированию аддиктивного поведения –
авторитарное общение с детьми, при котором родители предъявляют к детям повышен¬ные
требования и не признают за детьми прав на ошибку. При этом ребенок постоянно испытывает
глубокое чувство вины и ощущает зави¬симость от людей, которые могут решить любую
проблему и за все несут ответственность.
Формирование аддиктивного поведения осуществляется на основе механизма оперантного
обуслов¬ливания и связано с наличием системы подкрепления у человека, при активации которой
значительно возрастает вероятность повторить данное действие, которое предшествовало
активации этой системы, что имеет связь с центром удовольствия.
Подкрепляющим значением обладают структуры обонятельных луковиц, префронтальной коры,
nucleus accumbens (прилежащего ядра), хвостатого ядра, скорлупы, некоторых таламических ядер,
ретикулярной формации среднего мозга, черной субстанции, голубого пятна. Наибольшим
подкрепляющим эффектом обладает воздействие на волокна медиального переднемозгового
пучка, которые проходят через латеральный гипоталамус от среднего мозга в направлении
базальных отделов переднего мозга. Аксоны переднего мозга могут быть дофаминергическими,
норадренергическими и серотонинергическими, причем доказано, что дофаминергические
нейроны имеют особое значение в процессе подкрепления
2. Роль дофаминэргических структур в процессе подкрепления
Дофамин принимает участие в процессах формирования и закрепления условных рефлексов при
их положительном подкреплении, а также участвует в их гашении, если подкрепление
прекращается. Активность дофаминовых нейронов хорошо описывает известная модель обучения
автоматов, согласно которой быстрее приводящим к получению награды действиям придается
большая ценность. Таким образом методом проб и ошибок происходит обучение.
Известно несколько дофаминовых ядер, которые расположены в головном мозге. К ним относятся
дугообразное ядро (nucleus arcuatus), которое дает свои отростки в срединное возвышение
гипоталамуса. Аксоны дофаминовых нейронов чёрной субстанции проникают в структуры
стриатума (хвостатого и чечевицеобразного ядра). Нейроны, которые расположены в области
вентральной покрышки, дают проекции к лимбическим структурам и коре.
Основными дофаминовыми путями являются:
• мезокортикальный путь (процессы мотивации и эмоциональные реакции)
3
• мезолимбический путь (продуцирование чувств удовольствия, ощущения награды и
желания)
• нигростриарный путь (двигательная активность, экстрапирамидная система)
В экстрапирамидной системе дофамин играет роль стимулирующего нейромедиатора, который
способствует повышению двигательной активности, уменьшению двигательной заторможенности
и скованности, снижению гипертонуса мышц.
Физиологическими антагонистами дофамина являются ацетилхолин и ГАМК в экстрапирамидной
системе.
Чёрная субстанция представляет собой важнейшую составную часть дофаминергической системы
награды. Кроме того, она имеет ключевое значение для мотивации и эмоциональной регуляции
материнского поведения. К дофаминергическим областям мозга относятся также вентральная
часть покрышки среднего мозга, вентромедиальная часть префронтальной коры и миндалина,
которые также имеют очень важное значение в системе вознаграждения
3. Психофизиологические механизмы формирования алкоголизма
Действие этанола на активность нейронов определяется целым рядом факторов: дозой,
концентрацией в крови и ликворе, способом введения, видом наркоза. Реорганизация активности
лимбических структур представляет собой существенное звено в механизме формирования
потребности в алкоголе. По сравнению с другими областями коры в лимбической коре
определяется максимальное количество терминалей, которые содержат дофамин, нарушение
обмена которого оказывает, по-видимому, ключевое значение в патогенезе алкоголизма.
1) этанол приводит к специфическому снижению возбудимости нейронов, связанному с
изменениями потенциал-зависимых ионных проводимостей, которые лежат в основе генерации
потенциалов действия;
2) на возбудимость этанол оказывает непрямые действия путем влияния на пассивную
проницаемость мембраны;
3) этанол приводит к изменению синаптической передачи, влияя на высвобождение медиатора и
на мембрано-связанные хеморецепторы.
Если генез потенциала действия определяется в основном ионами Са++, то действие этанола
приводит к значительным изменениям характера ответа на электрический стимул. Если же
потенциалы действия оказываются натрийзависимыми, то действие этанола на структуру ответа
выражено в меньшей степени.
В моторной и лимбической областях коры основное различие во влиянии этанола на активность
нейронов состоит в следующем: после введения этанола число активных нейронов, паттерн
поведенческой специализации и уровень активности изменяются в лимбической, но не в
моторной коре. Это связано, по-видимому, не только с исходными различиями паттернов
специализаций нейронов сопоставляемых структур, но и с различиями свойств нейронов этих
областей, принадлежащих к одному и тому же типу поведенческой специализации. Неизменность
числа активных нейронов и паттерна их специализации не означает, тем не менее, что этанол не
влияет на участие нейронов моторной коры в обеспечении поведения. В моторной коре, так же,
как и в лимбической, набор вовлекающихся в обеспечение пищедобывательного пове
к информации, полученной из печати, чем из личных впечатлений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян Н. А., Макарова И. И. Этический аспект адаптационной физиологии и
заболеваемости населения // Экология человека. 2014. № 3. С. 3-13.
2. Антропова Л. К., Андроникова О. О., Куликов В. Ю., Козлова Л. А. Функциональная
асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека // Медицина
и образование в Сибири. 2011. № 3. URL: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=485
(дата обращения 06.12.2019).
3. Бердичевская Е. М., Гронская А. С., Хачатурова И. Э. Специфика латерального фенотипа в
стрельбе и гандболе // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2009. № 3. С. 27-29.
4. Болдырева Г. Н., Шарова Е. В., Коптелов Ю. М., Щепетков А. Н., Никитин К. В., Корниенко В.
Н., Фадеева Л. М. Исследование генеза патологических паттернов ЭЭГ при опухолевом и
травматическом поражении мозга человека // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 1. С. 24-32.
5. Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственновременных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиология
человека. 2004. Т. 30, № 3. С. 27-34.
6. Греченко Т.Н. Психофизиология. М.: Гардарики.2012 – 231 с.
7. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов- М.:Аспект-пресс., 2012. – 368 с
8. Жаворонкова Л. А. Особенности межполушарной асимметрии ЭЭГ правшей и левшей как
отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга // Функциональная
межполушарная асимметрия: хрестоматия. Под ред. Н. Н. Боголепова, В. Ф. Фокина. М. : Научный
мир, 2004. С. 287-292.
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб:Питер. 2007. –
276 с.
10. Ильин E.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2013. - 412 с.
11. Кабанов Ю. Н. Успешность спортивной деятельности и функциональная асимметрия
головного мозга // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 194-201.
12. Каразаева А. Ю., Разумникова О. М. Взаимосвязь креативности и полушарных процессов
селекции информации: значение моторной асимметрии // Журнал высшей нервной деятельности.
2012. Т. 62, № 3. С. 279-285.
13. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю. Межполушарное взаимодействие при нормальном и
отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности // Руководство
по функциональной межполушарной асимметрии. М. : Научный мир, 2009. Гл. 7. С. 185-206.
14. Куликов В. Ю., Антропова Л. К., Козлова Л. А. Влияние функциональной асимметрии мозга
на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // Медицина и образование в Сибири.
2010. № 5. URL: http://ngmu. ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=452.
15. Москвина Н. В., Москвин В. А. Леворукость в спорте высших достижений // Спортивный
психолог. 2010. Т. 20, № 2. С. 25-29.
5
16. Разумникова О. М., Вольф Н. В., Тарасова И. В. Стратегия и результат: половые различия в
электрофизиологических коррелятах вербальной и образной креативности // Физиология
человека. 2009. Т. 35, № 3. С. 31-41.
17. Ротенберг В. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез // Руководство по
функциональной межполушарной асимметрии. М. : Научный мир, 2009. Гл. 6. С. 164-184.
18. Русалова М. Н, Кислова О. О., Образцова Л. В. Электрофизиологические показатели
распознавания эмоций в речи // Успехи физиологических наук. 2010. Т. 42, № 2. С. 57-82.
19. Фокин В. Ф., Боравова А. И., Галкина Н. С., Пономарева Н. В., Шимко И. А. Стационарная и
динамическая организация функциональной межполушарной асимметрии // Руководство по
функциональной межполушарной асимметрии. М. : Научный мир, 2009. Гл. 14. С. 389-428.
20. Цапарина Д. М., Цицерошин М. Н., Шеповальни-ков А. Н. Реорганизация межполушарного
взаимодействия при речемыслительной деятельности, направленной на синтез слов и
предложении // Физиология человека. 2007. Т. 33, № 1. С. 15-26.
21. Черемушникова И. И. Изучение влияния функциональной межполушарной асимметрии у
студентов на склонность к агрессии, с последующей оценкой неспецифических адаптационных
реакций организма // Асимметрия. 2011. Т. 5, № 3. С. 35-48.
22. Черноситов А. В., Орлов В. И., Васильева В. В. Функциональная межполушарная
асимметрия мозга - как объект репродуктивного системогенеза // Руководство по
функциональной межполушарной асимметрии. М. : Научный мир, 2009. Гл. 5. С. 145-163.