Фрагмент для ознакомления
2
1. «Задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах ДОУ» с выделением ведущих
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Цели и задачи трудового воспитания Цель: формирование положительного отношения к труду
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии. 2. Подчеркивать значимость результатов их труда. 3. Поддерживать желание детей помогать взрослым. 4. Приобщать детей к самообслуживанию 5. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности
Цель: формирование положительного отношения к труду
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. 2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. 3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо). 4. Разъяснять детям значимость их труда. 5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым
Цель: формирование положительного отношения к труду
1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. 2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. 3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.). 4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. 5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых. 6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. 7. Учить доводить начатое дело до конца. 8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. 9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. 10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого. 11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности Цель: формирование положительного отношения к труду
1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей. 2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий. 3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда. 4. Формировать потребность трудиться. 5. Воспитывать любовь к труду. 6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. 7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов
Показатели эффективности освоения программы Первичные навыки самообслуживания Самообслуживание, простейшие наблюдения и помощь взрослому К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок
Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. - Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. - Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. - Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий
2. Заполните таблицу, сравнивая две примерные образовательные программы
Критерии для сравнения программ «От рождения до школы» «Детство»
Цель и задачи трудового воспитания Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: - Формирование предпосылок трудовой деятельности; - Воспитание положительного отношения к труду взрослых; - Воспитание личности ребенка. Цель: Развиваем ценностное отношение к труду. Задачи: - Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания). - Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Ознакомление с трудом взрослых - Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде) - Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы) - Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации) - Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструмен¬тами. - Представление о том, что в процессе создания предметов чело¬век использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки. - В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о пред-метах ближайшего окружения как результатах труда взрослых.
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) - Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с по¬мощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). - Умение самостоятельно поддер-живать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. - Умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). - Умения по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. - Умение работать с бумагой, умение создавать из бумаги объемные фигуры, умение делать игрушки, сувениры из природ-ного материала, умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, умение экономно и рационально расходовать материалы. - Умение старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Умение выполнения отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д.
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) - самообслуживание; - хозяйственно бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд. Самообслуживание и детский труд
Показатели эффективности освоения программ - Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. - Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. - Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. - Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. - Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. - Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. - По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. - Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. - Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен. - Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда. - В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным. - Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями. - Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. - Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях.
3. Составить перечень комнатных растений для уголка природы
Отбор растений для уголка природы:
Осуществляется в соответствии с утвержденной программой воспитания и обучения в детском саду.
Все растения уголка должны быть достаточно разнообразными для наблюдения и неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.
Учитывают возрастные особенности детей возрастной группы, для которой их подбирают
В уголке природы м
Показать больше