Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь ребенка формируется под влиянием на нее речи окружающих ребенка взрослых и определяется, прежде всего, речевой практикой, речевым окружением, воспитанием и обучением.
Речь – это не врожденная способность. Речь находит свое развитие с онтогенезе, то есть индивидуальном развитии организма от момента его зарождения до конца его жизни. Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Речь – это показатель общего развития ребенка, прежде всего. То, как ребенок усваивает родной язык, строго закономерно и соответствует определенному количеству характеристик, которые присущи всем детям. Чтобы определить патологию речи, важно представлять, как развивалась речь ребенка в норме, понимать закономерности этого процесса и обстоятельства, которые определяют успешное протекание этого процесса [5]. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей формирования коммуникативной функции речи в онтогенезе
Проблемами развития коммуникативной функции речи детей в онтогенезе занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, М. И. Лисина и др.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение развития коммуникативной функции речи в младенческом возрасте;
2) Анализ специфики развития коммуникативной функции речи в дошкольном возрасте.
1 Коммуникативная функция речи: особенности развития в младенческом возрасте
1.1 Стадия новорождённого
У маленьких детей, общение, как правило, тесно связано с игрой, исследованием предметов и другими видами деятельности. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.
Исследования М.И. Лисиной свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется.
Стадия новорожденного длится до 2 месяцев. Характеристика стадии в том, что ребенок рождается уже с относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой. Эти системы уже сформировались во внутриутробный период. У новорожденного присутствуют ощущение зрения, слуха, положения тела в пространстве, обоняние, кожные ощущения и ощущения вкуса, элементарные рефлексы [3].
Нервная система на этом этапе уже практически полностью оформлена, с точки зрения анатомии. Но развитие коры еще продолжается в виде мелинизации нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры [7, с. 88]
В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакц
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых. — М.: Юрайт, 2018. — 510 с
2) Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7 лет. — М.: Эксмо, 2018. — 56 с.
3) Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы. — Санкт-Петербург: Питер: Питер Пресс, 2015. — 240 с.
4) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 509 с.
5) Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. — М.: Гардарики, 2013. - 480 с.
6) Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А. Карликов, В. А. Старовойтова; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: Попурри, 2005. - 848 с.
7) Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2005. - 592 с.:ил. – 346 с.
8) Немов Р.С. Психология.. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владс, 2013. - 576 с.
9) Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М.: Академия, 2003. - 496 с.
10) Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002; - 720 с. (Серия «Мастера психологии»)
11) Гуськова А. А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа. — М.: ТЦ Сфера,. 2016. — 62 с.
12) Карабанова О. А. Возрастная психология. — М.: Айрис-пресс, 2016. — 239 с.
13) Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребенка. — Санкт-Петербург: Дельта, 2016. — 335 с.
14) Особенности детской речи и пути ее развития: сборник научных трудов. — М.: [б. и.], 1983. — 126 с.