Фрагмент для ознакомления
2
Ситуация 1
Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей
актуальности. Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях
общественной жизни, В. Г.Воронцова представила их следующим образом:
1. Ориентация на социальную активность:
- гражданская смелость, внутренняя свобода;
- осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка;
- терпимость к сложности структуры общества;
- готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам);
- ответственность за общество, детей, за собственную деятельность.
2. Ориентация на профессиональную активность:
- высокий уровень образованности и профессиональной компетентности;
опыт, собственную личность.
4. Адаптивность
5. Уважение к личности собеседника независимо от его состояния здоровья.
Названные компоненты образуют сложную структуру, формирующую «идеальную
модель» специалиста, определяя его личностно-деятельностную характеристику,
поскольку компетентность проявляется и может быть оценена только в деятельности и в
рамках конкретной профессии.
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:
обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;
конструктивная и исследовательская; организаторская и коммуникативная;
самосовершенствование.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных
подструктур личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной
компетентности, профессионально-важных качеств личности.
Рисунок 1 – Система ценностей современного педагога
Ситуация 2
Процесс интериоризации базовых ценностей общества выступает, таким образом,
важнейшим условием формирования соответствующих типов личностей. В ходе него
реально существующие типы личности как бы приближаются к идеалу, а реально
существующий образ жизни - к нормативному эталону. Происходит как бы переоценка,
переосмысление тех базовых ценностей, которые учащиеся обретают на этапе первичной
социализации, входя в определенные микрообщности: семью, разные формальные и
неформальные группы. Те из них, которые имели для ближайшего его окружения
значение непременных, перестают быть таковыми. Система ценностных ориентаций,
основанная на механическом освоении тех или иных ценностей, простом вписывании в
нее через интериоризацию без осознанного и избирательного участия, постепенно
заменяется иной структурной системой ценностных ориентаций. Однако этот процесс
достаточно трудоемок. Ибо чаще всего избирательное отношение к пропагандируемым
ценностям и их последующая интериоризация определяется структурой базовых
ценностей. Их освоение в данном случае во многом будет зависеть от соответствия
групповых ценностей общественным. Из числа общественных ценностей личность
выбирает только те, которые
Я-ценности в настоящем
Материальная обеспеченность
Здоровье
Семья
Дружба
Счастье других
Признание
Развитие
Уверенность в себе
Творчество
Интересная работа
Я-ценности в будущем
Материальная обеспеченность
Здоровье
Семья
Дружба
Счастье других
Развитие
Уверенность в себе
Творчество
Интересная работа
Показать больше