Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Общие понятия о детях с ЗПР и организации им помощи 4
1.1. Основные направления коррекционной помощи детям с ЗПР 4
1.2. Кадровое обеспечение специального детского сада для детей с ЗПР 6
2. Практические аспекты организации работы ДОУ для детей с ЗПР 8
2.1. Организация работы с детьми с ЗПР в условиях ДОУ 8
2.2. Взаимодействие специалистов ДОУ при работе с детьми с ОВЗ 10
Выводы 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время широко используется следующее определение задержки психического развития (ЗПР). Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пренасыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Дети с ЗПР составляют самую представительную группу среди «проблемных детей». Задача специалистов повлиять на дальнейшее безболезненное вхождение их в социальный мир, на то, чтобы ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в обществе.
Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия. В научных исследованиях на сегодняшний день показано и подтверждено практикой, что педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего возраста из-за пластичности психики.
1. Общие понятия о детях с ЗПР и организации им помощи
1.1. Основные направления коррекционной помощи детям с ЗПР
Основными для процесса воспитания детей с ЗПР являются коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, личностные и ценностно-смысловые компетенции. Эти виды компетенций должны формироваться у такого ребенка в тесной взаимосвязи дуг с другом, постепенно встраиваясь в структуру его личности.
Важным условием эффективной социализации таких детей является привитие им социальной компетентности. Это происходит во время воспитательной работы [7, с. 35].
Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ устанавливает обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий таких детей, включая и детей с ЗПР [3]:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
• осмысление своего социального окружения и освоения, соответствующих возрасту системы ценностей с социальных ролей;
• специальная поддержка освоения основной образовательной программы.
Для получения положительного результата коррекционной работы, необходимо построить ее в соответствии с основными периодами развития ребенка, учетом его достижений и особенностей.
Направления коррекционной помощи детям с ЗПР [1, с. 138]:
1. Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач – это создание нормальных жизненных условий, соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.
2. Развитие сенсорной и моторно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 138-156.
2. Бабкина Н.В. Формирование сферы жизненной компетенции у детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 45-53.
3. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
4. Мищенко З.И., Мищенко Л.И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 359-367.
5. Неретина Т.Г., Камышева О.В. Система коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ // В сборнике: Мир детства и образование. Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93-96.
6. Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Университетская наука. 2019. № 1 (7). С. 174-176.
7. Шагундокова Д.М. Формирование жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в рамках воспитательной работы образовательного учреждения VIII вида // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 2 (6). С. 35-41.