Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. К числу основных причин, по которым все больше и больше компаний
стараются уделять внимание вопросам социальной ответственности, относятся: глобализация и
связанный с ней рост и обострение конкуренции; укрупнение компаний и повышение их влияния;
усиление механизмов влияния государства; «война за талант» - конкуренция компаний за
человеческие ресурсы; рост гражданской активности населения; увеличение роли репутации и
бренда в деловом мире. Общество предъявляет повышенные требования к деятельности бизнеса. На
сегодняшний день его цели не могут быть ограничены максимизацией прибыли. Если предприятие
стремится устойчиво и эффективно развиваться в долгосрочной перспективе, то оно должно
принимать участие в социально-общественной жизни путем проявления заботы к тем, кто прямо или
косвенно помогает ему получать прибыль. В первую очередь, речь идет о человеческих ресурсах.
Общество пристально наблюдает за деятельностью бизнеса, и те компании, которые реализуют в
своей деятельности принципы корпоративного социального поведения, получают дополнительные
бонусы, заслуживают уважение в лице людей и создают для себя и своей продукции благоприятный
имидж. Таким образом, социально ответственное поведение бизнеса в настоящее время становится
объективной и необходимой экономической реальностью, в связи с чем тема представляемой
работы имеет высокую значимость и актуальность.
2
Часто в практику внедряют лишь отдельные элементы КСО несмотря на то, что она является
целостной концепцией.
Цель – изучить участников и формы социального партнерства на предприятии (в компании). Задачи:
определить понятие и сущность социальной ответственности бизнеса; описать формы социального
партнерства; исследовать участников социального партнерства.
Объект – социальное партнерство. Предмет участники и формы социального партнерства на
предприятии (в компании).
1. Понятие и сущность социальной ответственности бизнеса
Общество и бизнес проходят различные стадии развития. Требования общества к деятельности
компании и получаемым результатам постоянно меняются. Современное общество уже не готово
довольствоваться тем, что устраивало его 20-30 лет назад.
Именно поэтому в таких изменяющихся условиях постоянно формируются различные концепции и
программы, реализация которых позволяет бизнесу приносить не только прибыль своим
владельцам, но и пользу обществу [14]. Одной из таких современных концепций и является идея
корпоративной социальной ответственности бизнеса. Стратегия корпоративной социальной
ответственности является в настоящее время неотъемлемым атрибутом, используемым, в первую
очередь, крупными транснациональными и публичными компаниями для повышения своей деловой
репутации, а также для улучшения таких показателей, как капитализация и прибыльность. Концепция
корпоративной социальной ответственности подразумевает симбиоз экономических, социальных и
экологических аспектов деятельности организации с целью управления нефинансовыми рисками и
для достижения устойчивого и сбалансированного развития компании в целом [4].
Устойчивое развитие, в соответствии с концепцией корпоративной социальной ответственности,
может быть достигнуто за счет выстраивания плодотворных и эффективных взаимоотношений со
всеми заинтересованными лицами, или стейкхолдерами, компании: сотрудниками, инвесторами,
акционерами, клиентами, деловыми партнерами, местным сообществом, органами государственной
и местной власти, СМИ, общественными организациями и др. «Само понятие «корпоративная
социальная ответственность» впервые было сформулировано около 20 лет назад. До этого на Западе
применялись лишь разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления [22].
Эти документы определяли положения политики взаимоотношений компании с работниками,
касались норм корпоративной этики, вырабатывали подходы к охране окружающей среды».
Можно выделить следующие основные принципы корпоративной социальной ответственности:
прозрачность проводимой политики компании; системность политики корпоративной социальной
ответственности (это означает, что такие действия не имеют разовый характер, а реализуются
постоянно по сформированной и утвержденной программе, имеют конечные и промежуточные цели
и задачи); значимость для общества (для решения в рамках корпоративной социальной
ответственности выбираются именно те социальные и экологические проблемы, решение которых на
данный момент является наиболее актуальным. Тем самым компания не только делает полезную
работу для общества в целом, но и улучшает свой имидж и восприятие со стороны потребителя);
сотрудничество и взаимопомощь участников процесса реализации корпоративной социальной
ответственности; участие в реализации идей корпоративной социальной ответственности
сотрудников с различных уровней управления компании (это позволяет распространять идеи не
3
только на уровне высшего руководства, а во всей организации, и улучшать понимание данных идей);
сотрудничество и взаимопомощь между различными участниками реализации идеи корпоративной
социальной ответственности [17]; ориентация компании не только на конечной финансовый
результат, но и на достижение целей в сфере социальной и экологической ответственности.
Идеи корпоративной социальной ответственности бизнеса, как правило, отражаются во внутренних
документах компании, разрабатываемых с целью последовательной реализации этих идей в
деятельности компании. Как правило, этим документом является кодекс корпоративной социальной
ответственности. Он включает в себя несколько подразделов, например: 1. Деловой портрет
компании. 2. Стратегия охраны трудовых ресурсов. 3.Стратегия стимулирования сотрудников при
помощи материальных и нематериальных инструментов. 4. Политика компании в области
трудоустройства. 5. Стратегия реализации социальных гарантий для сотрудников компании. 6.
Поощрения проявления персоналом инициативы. 7. Этика конкурентной борьбы. 8. Этика отношений
с потребителями. 9. Корпоративные отношения с государственной властью. 10. Социальные
инвестиции. 11. Охрана окружающей среды (экологическая ответственность).
Разработка внутренней стратегии корпоративной социальной ответственности предприятия и ее
закрепление в корпоративных документах позволяет компании не только осуществлять более
последовательное планирование и реализацию своей деятельности в сфере корпоративной
социальной ответственности, но и реализовывать эти функции более эффективно, получать от этого
более высокие конечные результаты.
Таким образом, идея корпоративной социальной ответственности развивается и обсуждается
теоретиками и практиками уже достаточно давно. Можно найти десятки различных определений
данного термина.
2. Формы социального партнерства
Согласно ст. 27 ТК РФ социальное партнерство осуществляется в формах [1]: коллективных
переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению
коллективных договоров, соглашений; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам
регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений,
обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их
представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в
разрешении трудовых споров. В РФ большое количество предприятий разумеют, что их
коммерческая деятельность
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) //
«Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4
2. Абдокова Л.З. Корпоративная социальная ответственность как основа корпоративного
гражданства и социального партнерства в бизнесе // Успехи современной науки и образования. 2017.
Т. 2. № 1. С. 139-141
3. Авдюкова А.Е., Коротун А.В. Социальный маркетинг в повышении корпоративной социальной
ответственности бизнеса // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2018. № 1. С. 32-
36.
4. Бытдаева М.М., Абдокова Л.З. Социальная и духовная ответственность как составляющие
корпоративной социальной ответственности в бизнесе // В сборнике: Научные исследования
современных ученых XXV Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 140-142.
5. Данилова О.В. Социальные риски в системе корпоративного управления: концептуальная
база и возможности социальной ответственности российского бизнеса // Вестник Тверского
государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 1. С. 53-61.
6. Дудкин В. Критика современных теорий корпоративной социальной ответственности с точки
зрения католического социального учения // Oikonomos: Journal of Social Market Economy. 2018. № 3
(12). С. 91-102.
7. Жадобина Д.А. Программа корпоративной социальной ответственности как инструмент
управления социальными рисками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука,
технологии. 2017. № 11 (58). С. 1540-1542.
8. Жукова А.И. Политика корпоративной социальной ответственности как механизм социальной
защиты населения // В сборнике: Проблемы развития полиэтничного региона Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 287-289.
9. Жукова А.И., Смирнова Е.В. Политика корпоративной социальной ответственности как
механизм социальной защиты населения // В сборнике: Актуальные направления фундаментальных
и прикладных исследований Материалы XV международной научно-практической конференции .
2018. С. 56-58.
10. Ивашина М.М. Роль социально ориентированного маркетинга в реализации корпоративной
социальной ответственности // Факторы успеха. 2017. № 1 (8). С. 41-44.
11. Климова С.В., Похлебаева О.А. Теоретические аспекты социального аудита как способа
оценки корпоративной социальной ответственности // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 4
(34). С. 45-53.
12. Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий / Бабич
А.М., Попков А.А., Слоботчиков О.Н. учебное пособие / Москва, 2018.
13. Купбаев С.И. Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность как
институты регулирования трудовых отношений // Общество: социология, психология, педагогика.
2018. № 6. С. 17-22.
14. Леднева А.М. Механизм внедрения и реализации программ корпоративной социальной
ответственности // В сборнике: Экономика и предпринимательство в глобальном мире сборник
научных статей [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону, 2017. С. 159-164.
5
15. Мамедова Н.А., Мухамедова С.В. Корпоративная социальная ответственность российских
компаний: соответствие социальным ожиданиям // Научно-методический электронный журнал
Концепт. 2017. № S7. С. 32-38.
16. Матвеева Е.В. Институт корпоративной социальной ответственности организаций как
механизм удовлетворения социально-экономических потребностей общества // Вестник Томского
государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 217-230.
17. Мясникова С.В., Конарева А.А. Социальное развитие персонала как одно из направлений
корпоративной социальной ответственности // В сборнике: Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов «Дни науки - 2018»
Новгородский филиал РАНХиГС 2018. С. 217-221.
18. Никифорова Е.Н. Социальный аудит в системе корпоративной социальной ответственности //
В сборнике: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы
Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.
19. Ободец Я.В., Рябоконь М.В. Ресурсное обеспечение социальных программ на основе
принципов корпоративной социальной ответственности // Менеджер. 2017. № 3 (81). С. 55-61.
20. Перевозчикова Н.А., Василенко Т.Д. Социальные проекты как инструмент реализации
корпоративной социальной ответственности // В книге: Новые тенденции в развитии корпоративного
управления и бизнеса Материалы Международной научно-практической конференции.
Ответственные за выпуск И.Н. Ткаченко, М.В. Евсеева. 2017. С. 69-73.
21. Сокрута Л.В. Корпоративная социальная ответственность: стратегия или элемент социальной
политики? // Социальное пространство. 2018. № 3 (15). С. 3.
22. Социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность /
Агафонова М.С., Агапонова Е.А., Бригаренко А.А. // В сборнике: Современные научные исследования
в сфере экономики Сборник результатов научных исследований. Киров, 2018. С. 21-25.
23. Хачатурян М.В., Умнова М.Г. Корпоративная социальная ответственность в российских
организациях: введение социального аудита как гаранта качества // Российский экономический
интернет-журнал. 2017. № 4. С. 68.
24. Чудинов О.О. Инструментарий оценки социальной эффективности сельскохозяйственных
предприятий в контексте корпоративной социальной ответственности // Известия СанктПетербургского государственного аграрного университета. 2018. № 2 (51). С. 242-247.
25. Яллай В.А. Социальная ответственность бизнеса и экономическая безопасность региона // В
сборнике: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития Материалы II
Международной научно-практической конференции: В 2 частях. 2015. С. 30-37.