Фрагмент для ознакомления
2
1. Напишите эссе «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми» на 1-2 страницы А4. Написать ваши мысли по теме эссе оформите со всех четырех точек зрения: «Воспитатели», «Родители», «Администрация», «Специалисты».
Система здоровьесбережения в ДОУ в настоящий момент активно совершенствуется, ей уделено большое внимание в образовательных стандартах. Тем не менее, существуют следующие проблемы, снижающие ее эффективность.
Со стороны воспитателей проблемой является большое количество детей, что усложняет индивидуальный подход. Не получается в должной мере следить за здоровьем каждого ребенка, подробно переговорить с каждым родителем о самочувствии ребенка дома, его сне, подъеме. Потом сложно и адекватно оценить дневную активность ребенка – выполняет ли он задания вяло потому, что плохо спал, или это признак начала болезни?
Чем меньше ребенок, тем сложнее ему самостоятельно оценить свое самочувствие и вовремя пожаловаться взрослому, поэтому требуется особое вн
2. Дополнить таблицу с опорой на теоретические материалы
Современные здоровьесберегающие технологии
Современные здоровьесберегающие технологии Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
Технологии обучения здоровому образу жизни Массаж и самомассаж 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3- 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Педагог, руководитель физвоспитания
Физкультурное занятие 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные) Направлены на обучение двигательным умениям и навыкам, рассматриваются на соответствие физическим возможностям возраста и задачам развития в данной группе. Педагог, руководитель физвоспитания
Беседы из серии «Здоровье» Во время режимных моментов, и по потребности (например, на прогулке, если ребенок начал есть снег) Валеологический материал лучше включить в структуру занятий или в режимный момент, не давать много абстрактной информации, связывать с практикой, с поведением детей здесь и сейчас. Педагог
Коррекционные технологии Артикуляционная гимнастика Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
По необходимости – в индивидуальной работе с логопедом. В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
Необходимо совмещать разные виды упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ. Педагог, логопед.
Родители в случае, если ребенок имеет выраженные проблемы, и логопед рекомендует заниматься дома.
Технологии музыкального воздействия На занятиях, перед сном – спокойная; бодрая музыка на физкультурном занятии, гимнастике Широко используют музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используют перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Педагог,
музыкальный руководитель
Логоритмика Может реализоваться как самостоятельное занятие или совмещаться с музыкальным.
2-3 занятия в неделю в зависимости от общего состояния группы – много ли проблемных детей При использовании элементов логоритмики необходимо учитывать следующие рекомендации:
• выполнять упражнения с чёткой артикуляцией;
• равномерно распределять вдох и выдох;
• соблюдать умеренный и медленный темп;
• синхронизировать произношение и движение;
• упражнения сочетать со словесным объяснением;
материал подавать наглядно поэтапно Педагог,
музыкальный руководитель.
Логопед выступает консультантом
Арт-терапия Не чаще раза в неделю, желательно не совмещать с традиционными занятиями по рисованию и пр. Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Педагог, психолог ДОУ
3. Выписать 15 здоровьесберегающих технологий, которые можно внедрять в вашем ДОО для детей определенного возраста (по вашему выбору)
Заполнить таблицу
№ Здоровьесберегающие системы
для детей средней группы
Режимные моменты (особенности применения)
1 Организация мониторинга здоровья дошкольников Под руководством медика дети проходят плановые медосмотры. В частном порядке педагог ежедневно получает от родителей, приводящих ребенка в ДОУ информацию о его состоянии. Ребенок средней группы сам может оценить свое самочувствие и пожаловаться взрослому на недомогание.
2 Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья для родителей Педагог совместно с медиком консультирует родителей о питании и режиме сна ребенка вне ДОУ. Можно задеть вопрос использования гаджетов дошкольником.
3 Закаливание Дети, в отличие от младших групп, начинают спать без маек. В легкой одежде проводятся гимнастические упражнения. Закаливание происходит на прогулке дважды в день, дети могут принимать воздушные, солнечные ванны.
4 Формирование двигательной активности В обязательном порядке в режиме дня присутствует утренняя гимнастика. В течение дня дети участвуют в подвижных играх.
5 Дыхательная гимнастика Включается в общий гимнастический комплекс, может быть так же в игровой форме реализована во время занятий (например, речь идет о животных и дети имитируют их голоса)
6 Самомассаж Включается в физкультурное занятие с детьми старше 3 лет, дети массируют конечности, крупные мышцы. Может быть реализован на занятиях, на прогулке (например, воспитатель предлагает согреть лицо на морозе).
7 Пальчиковая гимнастика Реализуется на занятиях, вызывающих напряжение мелкой моторики рук (рисование, лепка и подобное), чтобы снять это напряжение.
8 Оздоровительные процедуры в водной среде Обливания, обтирания, реализуются в летнее время, когда у детей нет риска простудиться во время процедур. При возможности организовать занятия в бассейне, можно использовать гимнастику в воде как средство закаливания и физического развития одновременно.
9 Спортивные праздники С учетом возрастных особенностей детей можно организовать непродолжительные спортивные приздники, включая в низ соревновательную деятельность с теми упражнениями, с которыми ребенок уже знаком по занятиям физической культурой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Иванова Л.А., Савельева О.В., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 3 (97), 2013, с. 72-77.
2. Ковылова Е.В. Коррекция коммуникативного развития как условие здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) // Сибирский педагогический журнал, № 6, 2010, с. 249-256.
3. Кравцова Е.Е. Психологические основы здоровьеразвивающего обучения детей младшего возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 1, 2012, с. 8.
4. Петрова Н.Б., Зайцева И.В. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт, № 4, 2015, с. 46-50.
5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ, 1999. – 36 с.
6. Чернова Е. И., Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: Корона-Принт, 2018. – 128 с.
7. Чиган С.Б. Методическая разработка. Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста. Электронный ресурс. Режим доступа: https://xn--164--43deagvbj0bnm0a4a4cgdp1b.xn--p1ai/?page_id=1639 Дата обращения 24.01.2020
8. Чирешкина С. В. Пальчиковые игры. Методическое пособие. – Павлодар: ДОУ №4, 2010. – 49 с.