Фрагмент для ознакомления
2
Грузооборот и пассажирооборот называют продукцией транспорта. Для определения её суммарной величины по грузовому и пассажирскому движению введен показатель приведенного грузооборота. На разных видах транспорта он рассчитывается так:
å Plприв =åPl + кå аl.,
где к – коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры.
Значение этого коэффициента на каждом виде транспорта своё. На железнодорожном транспорте к = 2; на автомобильном – к = 0,4; морском – к = 1, речном – к = 10; воздушном – к = 0,09. Различие в определении приведенного грузооборота на разных видах транспорта обусловлено спецификой их работы, а также несовершенством самих методик.
Качественные показатели.Рациональность транспортных связей в стране оценивается показателем средней дальности перевозки 1 т груза и 1-го пассажира в километрах:
`lт = åPl / åР и `lп = å аl / å а.
Важным качественным показателем перевозочной работы для каждого вида транспорта является скорость доставки грузов и пассажиров на всем пути их следования – от пункта первоначального отправления до пункта назначения. Если известны средняя дальность перевозки 1 т грузов и соответственно одного пассажира и среднее время, затраченное на перевозку одной тонны груза (пассажира), то скорость доставки
vд = `l /`t.
На всех видах транспорта используются показатели, характеризующие экономическую эффективность (качество) работы. К ним относятся:
· себестоимость перевозок (за 10 т×км, 10 пасс×км и 10 приведенных т×км). На любом виде транспорта
сгр = Эгр 10 / åPl и спас = Эпас 10 / å аl,
где Эгр и Эпасс – текущие эксплуатационные расходы за расчетный период, соответственно по грузовому и пассажирскому движению, руб.; åPl и å аl – выполненные грузо- и пассажирооборот за тот же период;
· себестоимость в приведенных тонно-километрах
сприв = 10 (Эгр + Эпас) / (åPl + кå аl).
В числитель этих формул включаются:
· на железнодорожном транспорте – все текущие расходы, связанные с перевозками;
· на морском транспорте – расходы на содержание плавсостава и эксплуатацию флота;
· на речном транспорте – расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на содержание водного пути, погрузочно-разгрузочные работы и подсобно-вспомогательные хозяйства;
· на автомобильном транспорте – расходы, связанные с перевозками грузов и пассажиров, за исключением расходов на содержание автомобильных дорог.
Текущие расходы состоят из основных и накладных. К основным относятся: заработная плата работникам, непосредственно участвующим в перевозках; начисления на заработную плату; затраты на топливо и материалы; затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание подвижного состава; отчисления на амортизацию основных средств; стоимость запчастей; прочие расходы. К накладным расходам относят затраты, связанные с управленческой деятельностью.
Производительность труда определяется по формуле
Wт = å Plприв./ R,
где å Plприв – расчетные приведенные тонно-километры за год; R – среднесписочное количество работников, связанных с перевозками за год.
Выполняя перевозку грузов или пассажиров, транспорт одновременно производит свою техническую (механическую) работу в виде пробега соответствующих видов подвижного состава. Для учета и анализа технической работы на каждом виде транспорта существует комплекс количественных и качественных показателей.
К количественным показателям относятся: суммарный пробег подвижного состава, исчисляемый, например, в поездо-километрах, вагоно-километрах, судо-километрах и т. п. и расчлененный обычно на пробег в груженом и порожнем состояниях; количество грузовых операций, выполняемых в пунктах отправления и назначения; число единиц подвижного состава, переданных от одних подразделений транспорта к другим (ввоз, вывоз, местное сообщение, транзит, прием, сдача) и др.
Показать больше