Фрагмент для ознакомления
2
1. Управление цепями поставок
Понятие SCM (Supply Chain Management), или УЦП (управление цепью поставок), широко используется в промышленно развитых странах с конца 90 х годов XX столетия. Вместе с тем до настоящего времени среди специалистов по логистике нет единого мнения по поводу его достаточно полного определения.
Кто-то рассматривает SCM с точки зрения интеграции функциональных логистик, другие считают SCM концепцией управления дистрибутивной логистикой, а многие, в том числе и авторы, подразумевают под SCM внедрение современных информационных платформ и методов управления цепью поставок с позиции фокусного предприятия.
Определение цепи поставок, основанное на обобщении формулировок зарубежных авторов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок — это три или более экономических единиц (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя»2.
Цепь поставок представляет собой множество звеньев, связанных прежде всего материальным потоком, в нее обычно входят несколько производящих и логистических организаций, хотя это может быть и одна вертикально интегрированная компания.
Цепь поставок начинается с приобретения сырья, готовых материалов и комплектующих изделий у поставщиков, но не всегда заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту.
Современная цепь поставок также включает в себя такие функционалы, как послепродажный сервис, реверсивную и утилизационную логистику. Итак, УЦП — это комплекс управленческих подходов и информационно-инструментальных средств, обеспечивающих эффективную интеграцию поставщиков, производителей, посредников и продавцов.
Учитывая требования рынка и сервисные пожелания клиентов, именно такая организация логистики позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками (правило 7R). Стремительная глобализация рынка, неизбежное ужесточение конкуренции требуют улучшения качества продукции и уровня сервиса клиентов, ставя тем самым перед логистикой новые задачи.
Чтобы усилить свои рыночные преимущества и сохранить конкурентоспособность, современным предприятиям необходимо оптимизировать все процессы создания потребительской стоимости от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя, для чего руководство компаний и обращается к SCM-решениям.
Вместе с тем при внедрении отечественными предприятиями зарубежных информационно-логистических систем и управленческих технологий часто не принимается во внимание то, что они разработаны для западного бизнеса, ориентированного на условия устойчивой макросреды и стабильной экономики с законопослушными предприятиями и гражданами. Не следует забывать о макроэкономической ситуации, в которой пока приходится работать нашим предприятиям, об особенностях действующего законодательства, да и просто о российском менталитете как исполнителей, так и самих управленцев.
Представляется, что одна из основных проблем сегодня состоит в несоответствии современным реалиям культуры управления во многих наших компаниях и уровня логистических знаний, которых зачастую недостаточно для использования не только инноваций, но и простых правил логистики.
Для эффективного применения современных концепций, методов и технологий УЦП требуется профессионально подготовленный и мотивированный персонал, а также соответствующим образом сформированная и правильно используемая база логистических знаний компании2.
Система управления SCM должна решать следующие задачи:
1. Проектирование и управление конфигурацией дистрибьюторской сети: число, расположение и сетевые представительства поставщиков, производственные мощности, распределительные центры, склады, пункты перегрузки и потребители.
2. Формирование и реализация стратегии распространения товара:
вопросы оперативного контроля (централизованного, децентрализованного или совместного);
схемы доставок, способы транспортировки, стратегия пополнения запасов и контроль транспортировки.
3. Оптимизация логистической деятельности для достижения наименьших общих затрат. Обязательно применение системного подхода при планировании логистических действий.
4. Формирование единого информационного пространства: интеграция процессов должна охватывать всю цепочку поставок, обеспечивая общность ключевой информации, такой как запросы, прогнозы, товарные запасы, транспортировка и т.д.
5. Управление запасами: количество и расположение складских за пасов, в том числе сырья, незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции.
6. Управление денежными потоками: регулирование условий и методов оплаты между участниками цепочки поставок3.
Стратегический уровень управления в цепи поставок предполагает:
• стратегическую оптимизацию сети, включая количество, расположение и размер складских помещений, распределительные центры и производственные мощности;
• стратегическое партнерство с поставщиками, дистрибьютора ми и потребителями при создании каналов связи для важной информации и улучшения таких оперативных показателей, как сквозное складирование, прямая перевозка и комплексная сторонняя логистика;
• управление жизненным циклом продукции и производственными мощностями, с тем чтобы существующую и новую продукцию можно было оптимально интегрировать в цепь поставок;
• сегментирование потребителей и, соответственно, продукции для корреляции корпоративных задач с производственной стратегией и принципами распределения товара;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Диянова, С. Н. Оптовая торговля. Организация и управление
коммерческой деятельностью : учеб. пособие / С. Н. Диянова, Н. И. Денисова. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2012. – 384 с. – URL: Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/320695
2. Иванов, Г. Г. Управление торговой организацией : учеб. / Г. Г. Иванов, И. С. Лебедева, Т. В. Панкина. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. – 368 с. – URL: Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/375894
3. Коробейникова, Е. В. Управление оптово–посредническими операциями [Текст] : учеб. пособие для обучающихся вузов всех форм обучения / Е. В. Коробейникова ; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Кемерово, 2016. – 143 с.– Режим доступа: http://kemerovo.rea.ru/vrr
4. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность : учеб. / Ф. П. Половцева. – 2-e изд. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 224 с. – URL: Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/398696
5. https://chaepedia.com/tea_article/91-kak-chay-pokupaetsya-i-prodaetsya-na-aukcionah.html
6. https://ok.ru/asiateashop/topic/69886857557334
7. https://www.tea-terra.ru/2013/09/19/7636/
8. https://www.tulasamovar.ru/advices/o-chae/chaynaya-birzha-v-kitae/