Фрагмент для ознакомления
2
1. Цели и задачи музыкального развития дошкольников
Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.
Основная цель музыкального развития в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами [6, 12].
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
• Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
• Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
• Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
• Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
• Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
• Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. [2, 10]
Развитие дошкольника происходит в разноплановых видах музыкальной и ритмической деятельности и не заключается в одном только слушании музыки. Ребенок должен изучать
3
сочетаемость музыкального ритма с движением, понимать эмоциональное наполнение музыки, ее оттенки (грустная, веселая, для танца и пр.).
Классификация направлений музыкального развития:
1. Танцевальные занятия. Эти занятия особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
2. Ритмические занятия. В отличие от танцевальных, движения в ритмических уроках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические упражнения выполняются под счет.
3. Певческие занятия. Маленький ребенок учится подпевать взрослому, потому что собственный артикуляционный аппарат у него еще слаб, используется хоровое разучивание песен.
4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика так же может быть отнесена к направлению музыкального развития. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик», подражания животным, «Звук вокруг» – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. [3, 16]
Занимаясь музыкальным развитием ребенка, важно понимать, что степень одаренности в этой сфере у всех детей будет разной, но нет неспособных к музыке детей, и каждый должен был вовлечен в деятельность в наиболее комфортной для него роли, обеспечивающей развитие.
Как правило, простым для освоения является ладовое чувство и чувство ритма, они проявляются с раннего возраста, уже с года. Слуховые представления, наоборот, являются самым сложным аспектом, поэтому интонировать, верно воспроизводить мелодию пением, подбирать ее на музыкальном инструменте ребенок учится к пяти годам.
При том следует помнить, что музыкальные способности проявляются у каждого индивидуально. Исследованиями доказано, что музыкальное развитие происходит наиболее благоприятно и ребенок рано демонстрирует музыкальные способности тогда, когда он воспитывается в музыкальной среде, получает много музыкальных впечатлений, и его образование в этой сфере происходит естественным путем в повседневной жизни.
Таким образом, в музыкальном развитии дошкольника огромную роль играет регулярность. Но это не подразумевает, что педагог должен использовать одни и те же композиции; полезной может быть регулярная смена материала (прослушивание и обсуждение нового, разучивание новых ритмических движений), которая будет освежать интерес детей к физической активности и вносить разнообразие в их деятельность.
Однако, следует учитывать, что новый материал усваивается тем медленнее, чем младше ребенок, поэтому новые элементы стоит включать в образовательный процесс тогда, когда ранее изученный материал (песня, мелодия, движения танца) хорошо закреплен.
2. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей
Воспитание, обучение и естественное развитие ребенка – взаимосвязанные процессы, и они тем более тесно стоят друг к другу, чем меньше возраст ребенка. В случае с дошкольником мы можем говорить о том, что обучающая работа не ведется сама по себе, но всегда ставит одновременно и воспитательные и развивающие цели.
Музыкально-ритмические занятия, пение, танец – все эти виды деятельности предоставляют огромный простор возможностей для беседы с ребенком о нравственности, эмоциях, для его
4
культурного образования, для социализации, обучения работе в паре, группе (парный танец, хороводы, хоровое пение), в движении и танце развиваются физические качества дошкольника, формируется его организм, осанка, уровень здоровья.
Музыкальные занятия играют огромною роль в формировании у ребенка способности к творчеству, самовыражению. С детства видя благожелательное отношение взрослого к своему стремлению петь, двигаться, танцевать, дошкольник обретает свободу самовыражения и формирует правильную самооценку, позволяющую ему в дальнейшем не бояться выступления, презентации своего творчества [5, 27].
Музыкальное развитие является важнейшим движущим фактором всестороннего развития ребенка: и с точки зрения физических аспектов, и с позиции формирования его личности.
Показать больше