Фрагмент для ознакомления
2
Введение В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение - Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социальнопсихологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения.
3
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Суть феномена передвижничества и его предпосылки Передвижники (А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин) – это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение [2, 76]. Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников и целых национальных художественных школ, особенно в Польше, Болгарии, Чехии, Румынии. Стоит отметить, что феномен передвижничества и демократизации искусства охватил затем и другие области искусства, но зародился именно среди художников. Идея народничества и стремление художников стать понятнее для народа во многом определяет развитие передвижничества именно в русле реализма. Критический реализм в живописи формируется под влиянием этих общественных идей и аналогичного литературного течения. Уже в 40-50 годы появляется ряд художников-карандашистов, как их называли, рисующих в стилистике острых социальных иллюстраций к сатирическим литературным произведениям. Переломным можно считать момент, когда на выставке 1848 года среди академических произведений живописи П. А. Федотов выставил свою картину «Следствие пирушки». Сарказм изображения перекликался с литературными сюжетами Н. В. Гоголя, и декларировал, что изобразительное искусство не собирается отставать от литературного и тоже готово к изображению социальных картин современности. Картина имела небывалый успех, тем
4
самым открыв доступ к выставкам для других художников в русле критического реализма [6, 101]. Развитие движения и его идеологическая концепция Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Созданное по инициативе Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, В. Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения. Популяризация художественной культуры, движение художественного искусства навстречу широким и разнородным народным массам – вот цель, которую преследовали передвижники. Немало способствовала этому реалистичность изображения. Картины в стиле реализма были понятны народу, изображали знакомую действительность, портретная живопись знакомила с интересными политически и общественно значимыми личностями. Наиболее частыми объектами изображения были люди (портреты), зарисовки о быте трудового народа, история народа, значимые культурные и политические события. Некоторые представители направления (например, Шишкин) обращались и к пейзажной живописи – картины также изображали традиционные мотивы родной природы, понятные и доступные народу [11]. Успеху новаторов немало способствовала благосклонность меценатов. Среди них наиболее знаменит П. М. Третьяков, сотрудничавший и активно общавшийся с передвижниками на протяжение всего периода существования общества. Третьякову принадлежим самая крупная коллекция русской реалистической живописи, в дальнейшем переданная им в дар Москве.
Кризис передвижничества, причины упадка направления и его наследие
5
Реализм как способ видения мира и как эстетический принцип в конце XIX в. испытал серьезную трансформацию. Литература и философская мысль этого времени все чаще вторгались в сферу индивидуальной психологии души. Звезды Некрасова, Щедрина, Добролюбова стали меркнуть одна за другой. Императив «общественной пользы» стал вытесняться на периферию художественного творчества. А в самой художественной сфере культ позитивизма и науки сменился возросшим интересом к философии, поэзии, музыке, поисками новой живописи. Что же произошло? Сами художественные принципы не изменились - изменилась общественная атмосфера. Передвижники были ориентированы на общественный резонанс своего творчества, новые настроения и вкусы публики оказали значительное воздействие на их искусство. 80-90-е гг. в истории национального духа отмечены как период психологического разочарования в реформах, в прогрессе, усталости от энтузиазма и жертвенности «во имя народа». Вкусы публики возвращались к проблемам отдельного человека, к красоте, оставляя в стороне соображения «общественной пользы» и «общественного служения». Важные перемены произошли и с самим поколением молодых энтузиастов [7]. Следует отметить такой важный факт: передвижники были новаторами в среде национального искусства, но при этом, следуя своей линии развития, упустили из виду европейские и мировые тенденции. В 60-70-е гг. в Англии появилась романтическая живопись «прерафаэлитов», во Франции в 1874 г. прошла первая выставка импрессионистов. На фоне общеевропейских поисков новой живописи передвижники не имели выхода в мировую культуру. Даже прошлым своей страны передвижники, поглощенные «злобой дня», интересовались мало. Заключение Характерные для передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации,
6
умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственнофилософские проблемы. В творчестве передвижники критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижники служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература 1. Алексеев А. И. Культурология. История культуры России. – СПб.: СЗТУ, 2005. - 220 с. 2. Игнатьева О.В. П. М. Третьяков и В. В. Стасов: диалог о природе национального изобразительного искусства // Вестник Пермского университета. Серия: История, № 2 (37), 2017, с. 75-84.
7
3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. - М.: ИКФ Омега-Л, 2003. - 616 с. 4. Левяш И. Я. Культурология: Учебн. Пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Тетра Системс, 2001. – 496 с. 5. Мельник В. И. И. А. Гончаров и художники его времени (В. В. Верещагин и К. Е. Маковский) // Вестник славянских культур, № 2 (28), 2013, с. 61-66. 6. Мутья Н. Н. Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, № 2, 2015, с. 100-109. 7. Плаггенберг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. Электронный ресурс. Режим доступа https://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/146626-revolyuciya-ikultura-kulturnye-orientiry-v.html Дата обращения 20.01.2020 8. Ромах О. В., Багаева Ю. В. Преемственность творчества передвижников в традициях современных тамбовских художников // Аналитика культурологии, № 23, 2012, с. 38-53. 9. Савина Е. А. Усадебные мотивы в живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), № 4 (33), 2014, с. 112-117. 10. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н. М. Мухамеджановой и С. М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007 - 149 с. 11. Трофимова Р. П. История культурологии в России: учебник для вузов. Электронный ресурс. Режим доступа https://urait.ru/bcode/418339 Дата обращения 20.01.2020 12. Хворостов А.С. Первый художник-передвижник // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, № 4, 2014, с. 321-331.
8
13. Цуканов Е.А., Цуканова И.В. Творческий союз художниковпередвижников и проблема Das Heilige (социопроективный аспект) // Наука. Искусство. Культура, № 2 (6), 2015, с. 39-45.