Фрагмент для ознакомления
2
1. Раскройте особенности руководства общим и совместным трудом дошкольников
Привлечение детей к посильной трудовой деятельности должно осуществляться своевременно.
Это необходимо для всестороннего развития личности ребенка, его физического развития и
укрепления здоровья. Трудовая деятельность требует от ребенка таких личностных качеств как
сообразительность, наблюдательность, внимание, память и сосредоточенность. Таким образом,
трудовая деятельность оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности
ребенка. Наибольшее значение труд имеет для нравственного воспитания детей.
При общем труде предполагается такая организация детей, при которой, исходя из общих целей,
каждый дошкольник выполняет и какую то часть работы самостоятельно.
Например, воспитателем, предлагается детям навести порядок в группе и распределяет
обязанности. По окончании работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться
хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Каждый дошкольник имеет свой участок и
отвечает за вверенный ему участок для уборки. Если даются одинаковые задания двум детям –
каждый выполняет его отдельно.
Общий труд начинают вводить в средней группе.
При совместном труде - предлагается взаимодействие дошкольников, каждый ребенок зависит от
темпа, качества, работы других.
Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. Значимость этого
вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нем
увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой
деятельности планируют чаще
Цель – как и в общем труде единая, Р.С. Буре предлагает распределять детей по звеньям. Каждое
звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой
протирает, третий ставит на место и т.д.). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те
же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между
детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то
нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.
В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется
инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без
напоминания протер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно поразному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко
выраженной эмоциональной форме, в следующий раз — более сдержанно, чтобы ребенок не
привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать
должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение само собой разумеется. Таким
образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в
окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.
3
2. Раскройте особенности руководства коллективным трудом дошкольников
Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями
решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда
- помогают друг другу (в случае необходимости)
- болеют за качество общей, совместной работы.
При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению
взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.
В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы
по интересам, желанию
Например: с кем поставить работать Аню – она постоянно отвлекается на посторонние вещи,
какое задание лучше дать Вадиму – он не умеет работать быстро и т. д.
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных
взаимоотношений.
Коллективный труд воспитывает:
- чувство локтя
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт положительный эмоциональный настрой, то что А.С. Макаренко называл мажором в
коллективе.
Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.
В соответствии с теоретическими и методическими основами, к организации трудовой
деятельности детей дошкольного возраста предъявляется ряд требований:
4
Систематичность организованной трудовой деятельности – педагогический процесс должен быть
построен таким образом, чтобы он
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155.
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.:
Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
2. Макаренко А.С. О детской литературе и детском чтении: Статьи, рецензии, письма /
А.С.Макаренко. - Москва: Детгиз, 1955. - 184с.
3. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,
Москва 2014. - 340 с.