Фрагмент для ознакомления
2
Формирование грамматических закономерностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является общее недоразвитие речи. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать школьной и социальной дезадаптации, препятствовать личностному развитию ребенка. В связи с этим необходимо комплексный, многоаспектный подход к организации коррекционноразвивающего процесса и учет новых социально-педагогических условий Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. С учетом постоянного увеличения числа старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема своевременной диагностики уровня развития речи является важной задачей логопедии. В связи с этим важно начать работу по преодолению ОНР как можно раньше, чтобы предупредить нарушения письменной речи. В наибольшей степени у детей этой категории страдает грамматический строй речи, поэтому мы считаем, что данная проблема является актуальной. Грамматический строй речи, таким образом, представляет собой способность к словоизменению и словообразованию слова, то есть умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами, это система правил и единиц их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
3
Известно, что самым важным средством, с помощью которого возможно общение людей является речь. Но, человек не рождается, имея речевое развитие, так как она возникает в определенный период развития и протекает у каждого индивида по-разному. Как правило, возникновение речи связано с потребностью ребенка рассказать о своих потребностях и желаниях взрослым, чтобы его понимали и могли оказать помощь. При этом, ученые акцентируют внимание на то, что существует период речевого развития, когда ребенок уже обладает способностью к речи, но не использует слова для коммуникации. Данный период может протекать у каждого ребенка поразному, один ребенок может заговорить раньше, а другой – намного позже. При этом, если взрослый способен угадать желания ребенка, то и стремления заговорить у него не будет. Именно взрослый способен побудить ребенка к общению с помощью слов. Именно со стороны родителя (или другого взрослого) должна быть инициатива для общения с ребенком по поводу конкретного предмета, который вызывает интерес ребенка или он не может объяснить, но проявляет к нему интерес. При этом, это не будет общением, так как объектом является не собеседник (сверстник или взрослый), а предмет. Данный вид деятельности можно назвать как деятельность с предметами. Выделяют три главных речевых реакций, которые могут быть у детей: 1. Примитивные речевые реакции при отсутствии собеседника (характерны для младенцев, первые гуления и произношение слогов или слов) 2. Диалогическое общение. В данной речевой реакции свою активность проявляют два собеседника, один задает вопросы, а другой – произносит ответы или они могут меняться ролями. 3. Монологическое общение (предполагает то, что ребенок высказывается самостоятельно, в окружении большого количества других людей – слушателей). Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных
4
сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. В настоящее время проблема общего недоразвития речи особенно актуальна, так как дети с данной патологией внешне не отличаются от детей с нормальным речевым развитием, так как имеют нормальный интеллект и слуховое развитие. Поэтому детей данной категории сложно определить, но с другой стороны общее недоразвитие речи поддается исправлению легче, чем задержка психического развития. Сегодня большое количество детей, которые начинают поздно говорить увеличивается с каждым годом. И если до четырех лет диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) еще не ставится, то после этого возраста родителям следует проверить ребенка в специальной комиссии, чтобы вовремя провести необходимую работу по коррекции. Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется полным отсутствием речи. Ребенок пытается общаться и высказывать свои желания с помощью жестикуляции, лепета или мимики. При этом дети имеют большой пассивный словарный запас, так как понимают обращенную к нему речь и выполняет все обращенные к нему задания. На втором уровне общего недоразвития речи (ОНР) речь находится в зачаточном состоянии. Дети строят общение с помощью слов, которые они не проговаривают, но образуют с ними предложения. При этом могут быть изменения слов в различных грамматических формах, но данные случаи носят эпизодический характер. Активный словарный запас имеет ограниченный характер, высказывания простые и состоят из односложных предложений, отмечаются проблемы с выговариванием большого количества звуков. Третий уровень общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется развернутой речью, но предложения построены неправильно. Дети общаются чаще в присутствии своих родителей, которые помогают разобрать речь ребенка для окружающих. Отмечено употребление более сложных предложений, имеются сложности в произношении звуков. Заметно недоразвитие всех
5
лексики, грамматического строя речи и фонетики. Четвертый уровень общего недоразвития речи (ОНР) имеют место незначительные нарушения компонентов речи. Сложно выговаривают сонорные, щипящие и свистящие согласные звуки, словарный запас очень беден, имеются сложности в грамматическом построении высказываний и предложений. Причины общего недоразвития речи (ОНР) очень схожи с причинами задержки психического развития (ЗПР). Общее недоразвитие речи также связано с сложностями и патологиями беременности матери, перенесенными заболеваниями матери или ребенка в раннем возрасте. Кроме того, на речевое развитие оказывает влияние гипоксия во время беременности, а также во время родов, получение травм черепа и наследственность. Среди внешних условий важно выделить неблагоприятный психологический климат в семье. А также отсутствие условий для развития речи, когда ребенку не хватает общения со взрослыми и сверстниками, имеются проблемы со слухом, двуязычие в семье и т.п. Очень часто имеет место сочетание различных причин, которые точно сможет определить только специалист. Но, сами родители должны также проявлять интерес к своему ребенку и обращать внимание на следующие моменты: - задержка речи ( первые слова появляются после трех или четырех лет; - речь ребенка непонятна для окружающих, и часто разобрать его фразы может только один родитель; - имеются нарушения произносительной стороны речи, а также грамматической и лексической; - преобладает пассивный словарный запас, ребенок многое способен понять, но не может сказать словами. Если данные признаки имею место, следует незамедлительно обратиться к специалистам: логопеду, неврологу и психологу. Только комплексное обследование позволяет иметь полную картину происходящего, а также наметить тактику дальнейшей коррекционной работы. Так как выявленные нарушения речи в более раннем возрасте позволяют справиться с ними намного быстрее, чем в более старшем, возрасте. Когда ребенок уже должен обучаться грамоте и счету, понимать речь окружающих и самостоятельно
6
строить высказывания, а также успешно учиться. Рассмотрим 3-й уровень у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня боле подробно: 1. Фразовая речь. Отличительными особенностями является ее развернутость. Присутствуют элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В повседневной речи дошкольники применяют простые односложные предложения, при этом сложно строить многосложные предложения. 2. Понимание речи. Следует отметить приближенность к норме, но имеются сложности в понимании словоизменений с помощью приставок и суффиксов, а также при образовании однокоренных слов, усвоению конструкций лексико-грамматических, которые описывают временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения. 3. Словарный запас. Необходимо отметить рост словарного запаса, так как дети пользуются всеми частями речи. Чаще употребляют существительные и глаголы. Но, присутствует неточное употребление данных частей речи, часто дошкольники заменяют название части предмета названиями целых, также имеются сложности в образовании слов и их сочетаний. 4. Грамматический строй речи. Характерно правильное употребление грамматических форм, отсутствуют ошибки при согласовании имен прилагательных и существительных (род, число, падеж). Но, могут заменять предлоги, допускать ошибки в ударениях и окончаниях. 5. Звукопроизношение. Заметно улучшение звукопроизношения, но имеют место все виды его нарушения. 6. Слоговая структура слова. Нарушений меньше; в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов. 7. Фонематическое восприятие. Не достаточно развито фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется. Рассматривая особенности
7
грамматического строя речи обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня, необходимо отметить, что его формирование происходит также как, и у детей с нормальным речевым развитием. Единственным отличием является то, что при общем недоразвитии речи (ОНР) замедлен темп усвоения грамматических конструкций и искаженном общем речевом развитии. Многочисленные исследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня показывают наличие нарушений также в области морфологии и синтаксиса. Дети затрудняются в выборе грамматических средств, чтобы выразить свои мыли и высказывания. Дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня имеют в недоразвитом состоянии также языковые операции, которые помогают конструировать предложения, осуществлять выбор языковых единиц и элементов, необходимых для полноценного высказывания. Овладение морфологией требует от обучающихся определенных интеллектуальных действий. Так старший дошкольник должен овладеть приемами сравнения, когда требуется сравнить слова по смыслу и фонетическому оформлению, а также выяснить различие слов, понимать изменения в значениях, уметь соотносить данные изменения со значением слова, выделять элементы, которые влияют на значение и т.п. Данные умения очень необходимы на этапе обучения письму и чтению, так как именно так дети учатся различать слова, их звучание и смысловую окраску. Исследования Н. С. Жуковой, Т. В. Филичевой и других авторов обнаружили следующие нарушения при ОНР [8]: а) старшие дошкольники с общим недоразвитием речи неверно употребляют окончания существительных в зависимости от рода, числа и падежа, а также у местоимений и прилагательных; б) отмечается неверное согласование глаголов с именем существительным и при употреблении местоимений; в) характерно неточное употребление окончаний глаголов в прошедшем времени;
8
г) имеет место неверное использование в речи предложно-падежных конструкций. Среди форм словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня восьмилетнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Таким образом, обозначим основные особенности развития речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: - дети с общим недоразвитием речи обычно начинают говорить после трех или четырех лет; - словарный запас детей очень ограничен примитивными словами и фразами; - отмечаются аграмматизмы в речи, которые имеют выраженный характер; - имеют место нарушения звукопроизношения, обычно присутствуют все виды; - дети имеют нарушения ритмико-слоговой структуры в словах; - отмечаются сложности в распространении односложных предложений и построении более сложных. Необходимо отметить, что речь детей с общим недоразвитием речи плохо понятна окружающим, дети недостаточно активны. При этом, если детей не обучать по специальной методике, то активности речи падает. Но, сами дети не переживают на то, что имеют речевые проблемы, очень лояльны к своему речевому недостатку. Но, педагог должен понимать, что неполноценная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) оказывает серьезное влияние на развитие всех других сфер ребенка. Страдает внимание, особенно отмечается его неустойчивый характер и сложности в распределении. Если говорить о памяти, то следует отметить, что снижена вербальная память и способность к запоминанию информации. Дети обычно быстро забывают сложные инструкции и правила, а также правильность выполнения заданий.
9
Старшие дошкольники с более низким уровнем запоминания могут также иметь ограничения в развитии познавательной деятельности и всех процессов. Также нарушения речи у обучающихся с общим недоразвитием речи (ОНР) оказывают влияние на другие стороны психического развития, особенно мышления. Говоря в общем, о мыслительных операциях, которые соответствуют возрасту существенны отставания в словеснологическом мышлении. Данный фактор требует обязательного учета со стороны учителя, так как без организации специализированного обучения старшие дошкольники с большим трудом овладевают анализом и синтезом, а также операциями сравнения и обобщения. Важно также акцентировать внимание на развитие двигательной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Среди нарушений движения необходимо отметить плохую координацию движений, пониженную скорость в выполнении движений, а также неуверенность в движениях. Максимальные сложности возникают у детей в процессе выполнения движений по инструкции педагога. Логопеду важно провести комплексную оценку неречевых процессов с целью определения возможности компенсации. Таким образом, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня своеобразие грамматических конструкций определяется такими особенностями как: неточное употребление отдельных слов, на фоне развернутой речи; словарный запас небольшой, в основном это существительные и глаголы, мало слов, отражающих признак, качество, состояние предмета; неправильное употребление простых предлогов и почти не используются в речи сложные предлоги; недостаточная сформированность грамматических форм языка, в том числе ошибки в падежных окончаниях, смешение во временных и видовых формах глагола. В речи используются в основном простые предложения, не хватает умения сделать эти предложения сложными или распространенными Понимание обиходной речи в основном хорошее, однако, все еще обнаруживается непонимание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. И хотя пробелы в
10
фонетике, лексике, грамматическом строе могут быть несущественными, но они могут создавать большие трудности в усвоении учебного материала.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 336 c. 2. Возрастная психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 c. 3. Выготский, Л. С. Мышление и речь . Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с. 4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 1986. - 128 c. 5. Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И.Н. Горелов. - М.: Лабиринт, 2003. - 320 c. 6. Ефимов, О. И. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова. - М.: Диля, 2016. - 224 c. 7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. - 320 с. 8. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. - М.: РГГУ, 2007. - 566 c. 9. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 590 c. 10. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2008. - 144 c.
11
11. Карелина И.Б. Диффренциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии //Дефектология, № 5, 2015 12. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2008. - Кн.5 13. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2003. - 256 c. 14. Слобин, Д. Д. Слобин. Психолингвистика. Дж. Грин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Либроком, 2009. - 352 c. 15. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 592 c