Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения дошкольника с нарушением интеллекта…………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………19
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Популяризация совместного обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками без подобных ограничений сегодня востребована педагогическим сообществом.
Сегодня уже никто не ставит вопрос о степени полезности или вреда совместного образования. Все понимают, что взаимодействие со сверстниками не просто «полезно», но остро необходимо любому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Определить степень «полезности»: объём, содержание и организационные формы совместного обучения довольно сложно. Вариации «полезности» будут различными даже для детей, принадлежащих к одной нозологической группе (нарушения слуха, зрения, речи, умственная отсталость, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, Синдром Дауна), т.к. каждый из детей имеет свои личностные индивидуальные варианты психического и социального развития. Совместное образование - инклюзия, обеспечивающая полное включение такого ребёнка в группу комбинированной или общеразвивающей направленности и максимально возможную нормализацию способов социального взаимодействия и успешное освоение образовательной программы дошкольного образования, показана детям с самыми благополучными вариантами психического развития. Дошкольникам с менее благополучными вариантами психического развития рекомендованы различные модели психолого-педагогического сопровождения, обязательно включающие коррекционно-развивающую работу. Эти модели ориентированы на реализацию индивидуальной образовательной стратегии соответствующей каждому ребёнку, они учитывают объём образования и форму социального взаимодействия со сверстниками не имеющих ограничений здоровья. Использование таких моделей психолого-педагогического сопровождения позволяет выстроить индивидуальную программу (план) психологопедагогического сопровождения, содержание которой будет включать этапы различных моделей частичной и временной интеграции в образовательное и социальное взаимодействие (обеспечивающей временное социальное взаимодействие с нормативно развивающимися сверстниками), до полного включения ребёнка в детский коллектив групп общеразвивающей и комбинированной направленности.
2
Индивидуальная программа сопровождения предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ (далее ограниченные возможности) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
В работе с «Особым» ребенком требуется соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликацию и т.п.
Заключение
Дети с особенностями в развитии имеют серьезные отклонения от нормального физического и психического развития. Эти отклонения вызваны генетическими, врожденными или приобретенными дефектами.
Согласно мнению специалистов, такие дети нуждаются в дополнительной психологопедагогической помощи. Инклюзивное образование, в свою очередь, предполагает реализацию этой помощи, а также выстраивает программы образования детей с нарушением интелекта в системе равенства.
Инклюзивное образование представляет собой процесс совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
При инклюзивном образовании обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется не в специализированном, а в обычном учебном заведении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создаёт особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность // Педагогический университет «Первое сентября». 2013. — 33 с.
3. Агафонова, Е. Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма (характеристика по результатам диагностического и динамического обследования / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян // Коррекционная педагогика. - 2014. - №1. - С. 1227
4. Бедердинова, М. В. Использование проектного метода «Storysack» в работе с детьми с ОВЗ, или Как потрогать сказку [Текст] / М. В. Бедердинова, Н. С. Бессонова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 7-9
3
5. Волосовец Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец. — Москва: Мозаика-Синтез, 2014. — 143 с.
6. Гафари Э.А. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования (на материалах Исламской Республики Иран): Автореф. ...канд. пед. наук. – Душанбе, 2012. – 23 с.
7. Герасименко Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 145-149
8. Губанова М. И., Максимова Н. А. Профессиональная компетентность педагогических кадров для инклюзивного образования: необходимость и возможности формирования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 11 апреля 2018 г.). Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. С. 30-33
9. Дмитриев А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 2014. –№ 4. — С.4–8
10. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Леханова О.Л. Подготовка педагогических кадровк осуществлению инклюзивного образования педагогические науки. // Вестник Череповецкого государственного университета.- 2015. - № 4 Т. 1
11. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 51–58.
12. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. — Москва: Буки Веди, 2013. — 712 с.
13. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов [Текст] / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой - М. : Издательство «Спутник+», 2015 – 254 с.
14. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / авт.-сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2012 – 147 с.
15. Иоакимиди Ю.А., Бгуашев А.Б. Педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогических вузов // Целостное развитие личности в системе образования: материалы междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. Майкоп, 2017. С. 51-55.
16. Кондратьева, С. Ю. Особый музей для «особенных» детей [Текст] / С. Ю. Кондратьева, С. А. Музыкина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 50-55
17. Кутепова, Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. — Москва, 2013. — С. 588–592.
18. Лапп Е.А. Формирование кадров для коррекционно-развивающей педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современной России // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической
4
конференции (Волгоград, 01-31 октября 2016 г.). Под редакцией А.А. Ващенко. Волгоград, 2016. С. 708-713
19. Лебединская К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская - М.: Педагогика, 2015. - 280 с.
20. Лебединский В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский — М.: Педагогика, 2015. - 306 с.
21. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. - М.: Смысл, 2017. - 79 с.
22. Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2015. — С. 71–78
23. Малярчук Н.Н., Волосникова Л.М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 251-267
24. Мансарлийская, Л. Ф. Модель формирования инклюзивного образовательного пространства в детском саду [Текст] / Л. Ф. Мансарлийская // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 10-12