Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преодоление диспропорций в развитии отдельных территорий России является неотложной, первоочередной задачей, как для центральных, так и региональных органов власти. В условиях проведения административно-территориальной реформы актуализируются вопросы относительно самодостаточности местных бюджетов, структурного выравнивания региональных экономик, обеспечения социальных гарантий населения и тому подобное.
Диспропорциональное развитие сопровождается взаимным удалением социально-экономических показателей друг от друга, с одновременным ростом межрегиональных различий. Исходя из этого, политика региональных органов власти должна сосредоточиваться на диагностике факторов, вызывающих диспропорции, выявлении необходимых потенциалов общины, развитие которых может способствовать устранению негативных тенденций.
1. Депрессивные территории как объект государственного регулирования
Современный экономический кризис усугубляет существующие асимметрии в социальноэкономическом развитии регионов РФ. При таких обстоятельствах эффективное государственное регулирование должно стать важнейшим фактором, с одной стороны, интеграции страны в общее экономическое пространство, обеспечения государственных стандартов и социальных гарантий достойных условий жизни и с другой стороны – должно способствовать сохранению регионального разнообразия. Итак, особого внимания со стороны государства заслуживает именно современное развитие и существование депрессивных территорий. Проблемы возникновения территориальных депрессий и пути оздоровления соответствующих территорий остаются актуальными для науки и практики.
3
В последнее время феномен депрессивности территорий стал привлекать все больше внимания со стороны исследователей.
Социально-экономическое развитие регионов современной России является неоднородным. Некоторые из регионов самостоятельно решают свои социально-экономические проблемы и устойчиво развиваются. Другие регионы, напротив, нуждаются в поддержке извне, так называемые проблемные, депрессивные регионы .
Характеристика депрессивности относительно района, региона, территории, города и других территориальных образований впервые была введена в научный оборот в период мирового экономического кризиса в 20-30-е гг. ХХ ст. В современной научной литературе это понятие является достаточно распространенным, но, в то же время, не получило развернутого толкования, возможно потому, что состояние депрессии ранее не было предметом государственного (регионального) регулирования; во всех же остальных случаях оно представлялось общепонятным и не требовало дополнительных разъяснений. Некоторые авторы публикаций по рассматриваемой проблеме вообще не употребляют данный термин. Авторы проекта концепции программы помощи депрессивным районам выделяют «три главных критерия депрессивности региона: спад производства, низкий доход на душу населения и высокая безработица» .
Однако нечеткость определений, уместная в описательных материалах недопустима, когда то или иное понятие начинает играть критериальную роль. Так, понятие «безработный» в публицистике не аналогично понятию «безработный в системе нормативного предоставления социальной поддержки. Кроме того, следует учитывать и общий социально-экономический контекст того или иного понятия. Так, признаки депрессивности отдельных территорий в отношении благополучных Нидерландов или в депрессивной современной России должны быть разными.
В общем случае депрессивными территориями как объектами государственного регулирования могут считаться такие территориальные образования, где по экономическим, политическим, социальным, экологическим или другим причинам перестали действовать условия и стимулы развития; эти территориальные образования не могут рассчитывать на самоурегулирование депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально органнизованной поддержки извне, со стороны государства в целом .
В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что центры депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны.
2. Пути выхода из кризиса депрессивных регионов
Относительно ситуации в Российской Федерации следует отметить несколько основных факторов, являющихся причиной депрессивности регионов.
Во-первых, некоторые южные районы с традиционно отсталым уровнем аграрного производства, который за последние десятилетия даже не приблизился к аграрно-индустриальному способу организации сельскохозяйственного производства.
Во-вторых, моноструктурные районы, где производство базируется на каком-либо одном виде продукта, который оказался неконкурентоспособным в условиях открытой экономической системы и изобилия импортных товаров. Наглядным примером такого региона является Ивановская область.
4
В-третьих, моноструктуры, функционирование которых было рассчитано на бюджетное финансирование. К таким территориям относятся моногорода, производство в которых связано с военно-промышленным комплексом (в том числе закрытые административно-территориальные образования), ядерной энергетикой, космическими и другими локальными исследованиями, академической наукой и т. д.
В-четвертых, отрасли, базирующиеся на технически или технологически устаревших способах производства, например шахтерские поселки, которые уже неактуальны из-за бесперспективности некоторых шахт угольной отрасли .
Перечисленные причины, способствующие углублению дифференциации различных регионов внутри страны, привели к тому, что общая концепция регулирования отношений, как в сфере производства, так и на рынке труда должна формироваться на двух уровнях — федеральном и региональном.
Заключение
Четкое определение регионов с различными уровнями депрессивности территорий должно способствовать разработке общегосударственных мер по их возрождению. Таким образом, осуществляя теоретическое обобщение понятия государственного регулирования депрессивных территорий, можно утверждать, что это система мер государственных и местных органов власти в сфере регионального развития территорий, в которых по различным причинам не действуют условия и стимулы развития; эти территориальные образования не могут рассчитывать на самостоятельное разрешение депрессивной ситуации и нуждаются с данной целью в поддержке извне.
Государственное регулирование депрессивных территорий объединяет как общегосударственные рычаги обоснованного территориально-дифференциального влияния на социально-экономическое развитие регионов, так и деятельность местных органов власти по применению инструментов регулирования с целью обеспечения конкурентоспособности экономики региона на основе его социально-экономического роста.
Показать больше