Фрагмент для ознакомления
2
В начале ХХ века подобные настроения отразились в творчестве Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930). Дрожжину была близка поэзия А.Н.Некрасова, и в ней он видел идеал поэтического служения народу.
В 1903-1905 годах крестьянские поэты объединяются в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Члены кружка издавали сборники и альманахи. Наиболее активно проявляли себя в общественной жизни и поэтическом творчестве С.Дрожжин, М.Леонов, Ф.Шкулев, Е.Нечаев.
2. Неокрестьянская поэзия. Трагические судьбы ее представителей
В 1910-ые годы в литературу входит новое поколение крестьянских поэтов: Н.Клюев, C.Есенин, С.Клычков, А.Ширяевец, П.Орешин.
Первые публикации стихов Николая Алексеевича Клюева (1884-1937) свидетельствовали о появлении крупного крестьянского поэта.
В 1904 г. появились в печати первые стихи Клюева, а в 1907г. он начал переписку с Блоком.
В 1912 го. Вышла книга поэта «Сосен перезвон» с посвящением: «Александру Блоку – нечаянной радости».
Русский народ у Клюева прост и кроток, в нем нет хитрости и суеты. Крестьянин думает о нездешнем, неземном мире, а в «перезвоне» сосен слышит перезвоны церковных колоколов, зовущие в «жилище ангелов».
Вторая книга Клюева «Братские песни» (1912) построена на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений.
Клюева пугает, наступающая на Россию бездушная городская культура, которую он воспринимает как угрозу древнему религиозному миропониманию русского крестьянства.
Широкую известность получили в литературной среде поэтические сборники Клюева «Лесные были» (1913) и «Мирские думы» (1916).
В 1010-х годах в среде новокрестьянских поэтов начался творческий путь Сергея Александровича Есенина (1895-1925).Его творчество было гораздо шире собственно крестьянской темы в поэзии.
Есенин посещал занятия в народном университете А.Л.Шанявского, тогда же он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка. С 1914 года занимается только литературным творчеством. Одним из первых оценил поэтический талант Есенина А.Блок.
Первые стихи Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью родной природы.
Горький позднее, рассказывая о встрече с Есениным в Берлине, о чтении поэтом «Песни о собаке», отметил: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, месяц – ягненку, который «гуляет в голубой траве» и т.д. Вместе с тем образ природы в его стихах строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта («синий плат небес», «страна березового ситца»), а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.
В 1915 году С.Городецкий и А.Ремизов пытались объединить крестьянских поэтов в группу «Краса».В нее вошли Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, А.Ширяевец. Молодой поэт почувствовал в поэтическом мышлении Клюева нечто близкое ему самому: «…у нас ,- писал Есенин в первом письме Клюеву,- есть с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как Вы, но только на своем рязанском языке».
Влияние Клюева на поэзию Есенина в 1915-1916 годах проявлялось в усложненной религиозной символике. Религиозна образность была присуща и юношеским стихам поэта, что он объяснял «дедовским воспитанием». В стихах Есенина о родине чувствуются мотивы тревожного ожидания. Его Русь – неспокойная, ищущая. В ранних поэмах Есенина («Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница»)присутствует печать настроений и образов «Слова о полку Игореве».Горький предполагал опубликовать поэму «Марфа Посадница» в журнале «Летопись», но она не прошла цензуру. В поэме присутствует резкое осуждение деспотизма московского царя, прославление новгородской вольницы. Все это не вписывалось в контекст современной Есенину эпохи.
Дореволюционное творчество поэта протекало в русле общечеловеческих ценностей, но было окрашено крестьянскими идеалами и мотивами. Есенина Послеоктябрьское творчество в полной мере раскроет талант Есенина как «последнего поэта деревни», волей истории приобщенного к событиям, изменившим судьбу России.
Знание крестьянского быта, устного поэтического творчества, глубоко национальное чувство близости к родной природе составляют сильную сторону лирики новокрестьянских поэтов. Для них характерно трагическое восприятие современности, что объясняется реалиями эпохи, в которой они жили.
Предчувствуя грядущую гибель исконно русской крестьянской культуры, они свой эстетический и социальный идеал обрели в прошлом народа, в его обычаях и верованиях, в поэтических пристрастиях и традициях.
9. Тезисы к лекции «Группа ОБЕРИУ»
1.История создания группы ОБЭРИУ
1.1.Дом печати – один из центров художественной жизни в Ленинграде 20-хгг.
Во второй половине 20-х годов в Ленинграде одним из центров художественной жизни был Дом печати. В стенах Дома печати собиралась творческая молодежь. На базе Дома печати возникли театр, студия художников, последователей Павла Филонова, а также группа молодых поэтов и писателей.
Театр возглавлял Игорь Терентьев. В начале 20-х годов, живя в Тифлисе, он входил в футуристическую группу «заумников». Изобретатели «заумной поэзии» – поэты-футуристы. Их интересовала «речь вне быта», не связанная или почти не связанная с реальной жизнью. Футуристы ориентировались на звукообраз, на создание новых слов и речевых ситуаций.
1.2.Этапы становления ОБЭРИУ
В 1925 г. на вечерах Союза поэтов стали выступать «заумники». Лидер – Александр Туфанов, автор книги «К зауми»(1923г.). Среди участников были Даниил Хармс и Александр Введенский.
В 1926 г. Д.Хармс и А.Введенский объединились в «школу чинарей». Они сочиняли смешные миниатюры, скоморошины, в их «зауми» слово зазвучало по-новому, непривычно для слушателя. Значение слова «чинари» не могли объяснить и сами члены группы. «Чинари», судя по их произведениям и поведению, не хотели быть положительными героями и вообще «чинами». Они бросали вызов миру обывателей.
В 1927 году «чинари» решили расширить свой состав, отойти от достигнутого в область еще большего художественного эксперимента. Возникла необходимость в поэтическом объединении под другим названием. Предлагались разные названия.
В начале 1928 года в театральном зале Дома печати выступила новая группа литераторов – «отряд левого искусства». В группу входили Игорь Бахтерев, Константин Вагинов, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Борис Левин. Свой творческий союз они обозначили аббревиатурой ОБЭРИУ, которая расшифровывалась как объединение реального искусства.
Декларация ОБЭРИУ была напечатана в информационном выпуске Дома печати в начале 1928 года.
В начале 1929 г. Д.Хармс и его друзья задумали издать сборник «Ванна Архимеда», но этим планам не удалось реализоваться в силу разных причин (и субъективного, и объективного характера).
Планы обэриутов входили в противоречие с новой государственной политикой в области культуры (деятельность независимых творческих союзов все более ограничивалась, а впоследствии и вообще была упразднена).
В начале 1930 г. выступления ОБЭРИУ прекратились. Последнее публичное выступление состоялось в апреле 1930 г. в студенческом общежитии Ленинградского университета. Газета «Смена» пришла к выводу, что поэзия обэриутов – «это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». Правда, в детских изданиях обэриуты продолжали успешно печататься. Время их полного уничтожения еще не наступило.
В полную силу шли процессы коллективизации и индустриализации, идеологический диктат становился повсеместным, в том числе в искусстве, а творческая активность членов объединения в 1930-1931гг. возрастает вопреки историческим обстоятельствам. Именно в это время Н.Заболцкий заканчивает гротескно-философскую поэму «Торжество земледелия» и фантастическую притчу «Безумный волк». К 1931 году относится и «Священный полет цветов» А.Введенского (о путешествии по тому и по этому свету безумного Фомина).
30-е годы - это и время творческой зрелости обэриутов, и время их смертей и физического уничтожения.
Русский литературный авангард 20-30-х годов - явление весьма разнородное. Почти все его представители выступили в поддержку революционных преобразований в стране и искренне думали, что наступило время обновления языка, очищения его от штампов, привычных значений. Декларировался художественный эксперимент. Но к середине 20-х годов авангард заметно поляризовался. Одна его часть, полностью приняв идеологию марксизма, взяла ориентир на официальное искусство. Другая часть русского литературного авангарда пошла своим путем. К этой части принадлежали и писатели, организовавшие группу ОБЕРИУ. В условиях, по большому счету враждебных настоящему искусству, они сумели создать свою оригинальную поэтическую систему.
2.Эстетическая программа обэриутов
Слово «ОБЭРИУ» составлено из элементов: ОБ – объединение, ЭР - реальное, И – искусство, У – ничего не обозначает, эта буква приставлена просто так, ради шутки, согласно логике детской присказки: потому, что кончается на у.
Главное слово – РЕАЛЬНОЕ.
РЕАЛЬНОЕ и РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ – паронимы. В применении к искусству слово РЕАЛЬНОЕ означало у обэриутов то, что искусство реально, как сама жизнь. Искусство ничего не отражает, оно существует само по себе. Никто не знает, первично оно или вторично. Если искусство реально, как сама жизнь, значит, оно имеет свои законы и логику развития.
Подобные мысли высказывались и раньше до обэриутов, которые явились вторым поколением русского поэтического авангарда. Многие идеи достались ОБЭРИУ по наследству от футуристов.
Можно выделить следующие позиции в эстетической программе обэриутов:
1. искусство – особая эстетическая реальность;
2. искусство, очищенное от штампов и стереотипов, и есть реальное;
3. изображение мира предметно ярко; предметность имелась в виду особая, очищенная от «обиходной шелухи»;
4. увлечение изобразительной стороной искусства: оно не
Показать больше