Фрагмент для ознакомления
1
План
1. Сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие
2. Стержневая тема – человек и природа, их единство и противоборство. Необычность трактовки.
3. Новелла «Царь-рыба» - духовно-эстетический центр произведения. Как вы это понимаете? (Рыба – реки царь и человек- царь природы).
4. Покаяние Игнатьича. У кого он просит прощения и почему?
5. Изменение ракурса изображения Сибири. Развенчание умысла «браконьеров» против природы и традиций Сибири.
6. Роль пословиц, поговорок, присловья в раскрытии взглядов писателя на поставленные в произведении проблемы.
Фрагмент для ознакомления
2
Сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Повесть Виктора Астафьева «Царь-рыба» была опубликована в журнале «Наш современник» в 1976 г., хотя отдельные главы появились в печати еще в 1973 г. Основная философская проблематика заключена в главе «Царь-рыба», название которой является и названием повести. Философский смысл данного рассказа состоит в том, что человек должен и будет держать ответ за бездумное отношение не только к природе, но и к себе подобным.
У произведения «Царь-рыба» сложная жанровая природа. Так, Н. Яновский, вслед за автором, называет произведение «повествованием в рассказах», Т. Вахитова – и «повестью», и «повествованием в рассказах»: главы, составляющие произведения, именуются «рассказами».
Название повести берет начало в переосмысленной народной поэзии. Правда, в русском фольклоре тождественного персонажа с таким «именем» нет, но в образе царь-рыбы ощущается древний фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе. Не менее правомерна ссылка на плодоносную языковую традицию, где понятия «царь», «царский» связываются с понятием главенства, высшей степенью проявления каких-либо свойств или качеств. В астафьевской царь-рыбе, помимо реального природного, фольклорного, литературного наполнения, присутствует еще и предметное материальное, «вещественное». Но эта «вещественность» царь-рыбы, зафиксированная еще В. Далем, – тоже неоднозначна. С одной стороны – это первая рыба, царский «презент», с другой – это царский «кус», на который соблазн
Стержневая тема – человек и природа, их единство и противоборство. Необычность трактовки.
В историко-литературном плане повесть «Царь-рыба» во многом – явление «деревенской прозы», но этим не исчерпывается ее значение. Она составляет ту часть «деревенской прозы», в которой проблемы деревни отступают на второй план. В 60–80-е гг. XX в. такого рода произведения составили целый пласт русской литературы: «Комиссия» С. Залыгина, «Прощание с Матерой» и «Пожар» В. Распутина, «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова, «Жила-была Семужка» Ф. Абрамова и др. В этих произведениях рассматриваются взаимоотношения человека и природы во всей, обнажившейся к исходу XX столетия, остроте и неприглядности.
Восторг перед величием природы, соотнесение мимолетной земной человеческой жизни с бесконечной и бессмертной природой мы находим в русской классике, в стихотворениях Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова, в прозе И. Тургенева, С. Аксакова, Л. Толстого и других русских писателей, и поэтов. Но с начала XX столетия становится очевидной опасность гибели природы, исчезновения ее красоты и величия
Показать больше