Фрагмент для ознакомления
2
Днепров Э.Д. Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.
Гуманизация — это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения; ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов. Три основных момента идеи развития:
1. постоянно развивающаяся школа, которая снимает многие проблемы современности, в частности противоестественную ситуацию, когда учительское творчество и педагогическое новаторство аномально. Поиск должен быть органическим компонентом и фактором ускорения развития школы.
2. решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка. Зоны развития ребенка сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы. Так же препятствием развитию ребенка является господствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни». Это изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание - от других факторов развития детей, зачастую более значимых, особенно в подростковом и юношеском возрасте, например, средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования. Таким образом, первостепенная задача новой школы - устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие.
3. нацеленность школы как социо-культурного института на развитие общества. В этой своей новой функции образование, школа выступают как один из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления; как условие динамичности, ускорения преобразовательных процессов в различных сферах общественной жизни; как механизм формирования образовательного общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен.
Таким образом, преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.
Практическое задание 2
Задание. Откройте ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/). Выпишите основные понятия: «образование», «обучение», «воспитание».
Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности». Составьте схему, отражающую эти взаимосвязи. Напишите свои пояснения к этой схеме.
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Все три категории направлены на всестороннее развитие личности. Воспитание, обучение и образование являются процессами взаимодействия учителя и учащихся с целью развития личности.
Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, так как обучение должно быть воспитывающим, а воспитание – обучающим. Воспитание и обучение - разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, являющиеся процессом образования. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому отделить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Вахтеров,В. П. Основы новой педагогики / В. П.Вахтеров // Избранные педагогические со- чинения / сост. Л. Н.Литвин, Н.Т.Бритаев. –М. : Педагогика, 1987. –С. 324–384.
2. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики: учебник для академического бакалавриата. М., 2017. 151 с.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов. М., 2010. 648 с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2017. 408 с.
5. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. 9-е изд., стер. М., 2008. 576 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
7. Хрестоматия по гуманистической педагогике / автор-составитель Хилтунен Е.А. М., 2016. 416 с.