Фрагмент для ознакомления
2
Введение Александр Николаевич Радищев (1749–1802) – русский философ и писатель. В философии он был последователем европейских просветителей – Рейналя, Руссо, Гельвеция, Гердера, Лейбница. За произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Н. Радищев был осуждён на смертную казнь, заменённую сибирской ссылкой. В Сибири он написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792), который содержит изложение как материалистических, так и идеалистических аргументов в пользу смертности и бессмертия человеческой души. Принято считать, что первые две книги трактата являются материалистическими в своей основе, тогда как 3-я и 4-я книги отдают предпочтение идеалистической (спиритуалистической) аргументации о бессмертии души. Понятие «человек» – центральная категория в философии А. Н. Радищева. Преимущественно в «человеческом измерении» рассматривал он и проблемы бытия, сознания, природы и общества. Ода «Вольность» была написана А. Н. Радищевым около 1781-1783 гг. и включена в «Путешествие из Петербурга в Москву».
3
1. Разработка проблемы человека
В условиях противоречивого развития глобализационных процессов, экспансии массовой культуры особенно важным представляется анализ основ национального самосознания, исследование мировоззренческих установок, сложившихся в истории отечественной философии и оказавших влияние на российский менталитет. Это способствует дальнейшему анализу преемственности в развитии отечественного философствования, рассмотрению возможностей аксиологического взаимодействия культур России и Запада. В этом плане перспективным представляется исследование философскоантропологических взглядов А. Н. Радищева, опиравшегося и на идеи соотечественников, и на установки западной философии. Реконструкции этих взглядов и анализу их места в истории философии посвящена данная статья. Разработка проблемы человека занимает центральное место в трактате Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» (написанном в ссылке). При исследовании основной проблемы этой работы мыслитель применяет особый прием, анализируя доводы pro и contra бессмертия души. В ходе своих рассуждений Радищев разрабатывает комплекс философскоантропологических вопросов – о соотношении тела и души, мозга и мышления, о природных основах бытия людей, о восприятии смерти и о предназначении человека. Обращаясь к вопросу о том, что есть человек, мыслитель, в духе своего времени, утверждает, что это – некая целостность («целокупность») души и тела. Однако что, собственно, означают для него эти понятия? Начнем с анализа понимания Радищевым тела, подчеркнув, что (а) в период обучения в Германии он увлекался изучением естествознания и медицины. Кроме того, (б) Радищев был хорошо знаком с творчеством западных просветителей –
4
Лейбница, Локка, Руссо и, особенно, Гельвеция (это, кстати, сделало его убежденным сторонником теории естественного права). Итак, фундаментальным качеством любого природного тела Радищев считает вещественность. Именно она определяет свойства тел, к числу которых мыслитель относит протяженность, непроницаемость, «бездействие» (пассивность) и др. Далее, однако, Радищев приходит к выводу о возможности объяснения таких свойств более фундаментальной характеристикой ‒ бытием вещественных тел «во времени и пространстве», причем неотъемлемым для тел он считает движение (притяжение и отталкивание). Итак, мыслитель фактически заявляет о единстве движения, пространства, времени и материи (понимаемой как вещество). Представляется, что в этих утверждениях Радищев опережает многих своих современников. Указанные атрибутивные свойства, считает мыслитель, присущи и живым (в т.ч. человеческим) телам, обладающим вместе с тем специфическими чертами. Они определяются, по его мнению, силой действия «стихии огня» в живом теле. Обратим внимание, что и М. В. Ломоносов (1751), задолго до Радищева, также связывал специфику живых тел с действием «стихии огня». Именно она, считал ученый, определяет процессы жизнедеятельности, являясь при этом вполне доступной научному изучению. Благодаря огню, утверждал Ломоносов, «все животные и зачинаются, и растут, и движутся; им обращается кровь и сохраняется здравие и жизнь наша» [4;172].
2. А.Н. Радищев: о человеке, его смертности и бессмертии
Реконструкция позиции Радищева предполагает исследование его трактовок атрибутивных свойств души. Начнем с тех интерпретаций, которые он предлагает, опираясь на тезис о «сводимости» свойств души к телесным процессам. Так, понятие «жизнь» для Радищева означает «то действие явления, чрез которое семя разверзается, растет, получает совершенное
5
дополнение всех своих сил, производит паки семя, подобное тому, из коего зачалося; потом начинает терять свои силы и приближаться к разрушению» [5]. Иными словами, понятие «жизнь» означает действие неких сил, которые определяют индивидуальное развитие человека от зачатия до телесной смерти. Что же это за силы? С главной из них мы уже встречались. Это – огонь, основа жизни и вещественности тела, в силу чего мыслитель склоняется к заключению об определяющей роли телесных органов в обеспечении жизни, «ибо всякая сила, не токмо действующая в человеке, но и во Вселенной вообще, действует органом…» [3]. Исходя из этого, понятие «чувственность» для него означает способность к ощущениям, являющуюся «свойством нервов» [3]. Чувственные восприятия, далее, являются основой формирования понятий, с помощью которых осуществляется мышление. Понятие мышления, по Радищеву, обозначает способности воображения, памяти, рассудка [1]. Вопрос о соотношении мышления с телом является для Радищева принципиальным. При разработке аргументации в пользу смертности души мыслитель обосновывает тезис о мышлении как функции мозга, о мозге как органе души. «Устремляй мысль свою; воспаряй воображение, ‒ пишет он; ‒ ты мыслишь органом телесным. В подтверждение Радищев приводит факты (к которым обращались и французские просветители, включая столь ценимого им Гельвеция): у ребенка мышление (ум) формируется в ходе роста тела и обретения опыта; с возрастом сила мышления угасает и др. Обратим внимание, что, в соответствии с идеями Просвещения, Радищев фиксирует воздействие на мышление не только природных, но и социокультурных факторов ‒ обычаев, нравов, а в связи с этим – воспитания (здесь он прямо опирается на Руссо и Гельвеция). В итоге Радищев приходит к следующему выводу. «Итак, возможно, ‒ пишет он, ‒ что жизнь, чувственность и мысль суть действования единого вещества, разнообразного в разнообразных сложениях». Весь этот комплекс рассуждений становится основой отрицания Радищевым бессмертия души. «Скажи, о ты, желающий жить по смерти,
6
скажи, размышлял ли ты, то оно не только невероятно, но и невозможно?», ‒ восклицает он. Завершая рассмотрение этого – первого, но не единственного ‒ способа решения проблемы Радищевым, подчеркнем, что при его обосновании он фактически опирается на следующие установки: (а) признание вещественного единства мира и человека, бытийствующих в пространстве и времени, обладающих атрибутом движения; (б) утверждение наличия у вещественных тел свойства организации, уровень которой различен в живой и неживой природе; (в) рассмотрение мозга как органа мышления. При таком подходе неизбежен вывод о том, что смерть тела ведет к смерти души. Отметим, что представления о мышлении как функции мозга получили развитие в материализме ХIХ века. «Наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека», ‒ утверждает, например, Н. Г. Чернышевский [6;85]. После, казалось бы, столь убедительного обоснования изложенной позиции, Радищев, однако, выдвигает систему доказательств прямо противоположных тезисов. При этом он переходит на иную систему принципиальных установок, к числу которых можно отнести: (а) представление о неуничтожимости существующего в природе, которая сама по себе не может породить ни бытия, ни небытия (это – прерогатива Бога); (б) идею «лествицы существ» (восходящую к онтологическому доказательству бытия Бога); (в) тезис о несводимости мышления к деятельности мозга и, следовательно, нематериальности и бессмертия души. Заключение
Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист. Радищев происходил из дворянской среды. Учился он сначала у профессоров Московского университета, затем в Пажеском корпусе и в Лейпцигском
7
университете. По возвращении из-за границы некоторое время служил в сенате, в государственной коммерц-коллегии и таможне. В 80-х годах им было написано революционное произведение — ода «Вольность», в 1790 г. — книга «Путешествие из Петербурга в Москву». За эти произведения Радищев был посажен в Петропавловскую крепость и осужден сенатом на смертную казнь, замененную ссылкой на десять лет в Илимск. В сибирской ссылке, продолжавшейся до 1796 г., Радищев написал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии».
Показать больше