Фрагмент для ознакомления
2
Блок I. Зависимость содержания логопедического занятия от этапа работы
Представленная ниже программа развития речи и коррекции дизартрии строится на основе разработок и рекомендаций А.К. Аксеновой, Р.Е. Барабанова, Р.И.Лалаевой и др. Были использованы также методические рекомендации детских нейропсихологов (Л.C. Цветкова, А.В. Семенович, Ж.М.Глозман, Т.В.Ахутина и др.). Надо отметить, что данные рекомендации хорошо сочетаются с известными логопедическими заданиями по развитию фонематического слуха в целом и компенсации нарушений при дизартрии, в частности.
Работа строится поэтапно.
1. Формирование слухового гнозиса, с опорой на узнавание неречевых бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма, невербальные средства коммуникации, действия и предметную соотнесенность слова.
Здесь применяются игры, направленные на отработку слуховой регуляции. Дети молча ходят по кабинету, на хлопок в ладоши – прыгают, на топот ногой – садятся на корточки. Или один хлопок – замереть на месте, два хлопка – присесть, три хлопка – прыгнуть. Сначала дети выполняют движения, опираясь на зрительный анализатор, потом на слух, так как логопед производит действия за ширмой. При этом логопед хлопает или топает громко-тихо, близко-далеко от них, т.е. передвигается в пространстве.
2. Развитие звукового анализа и синтеза
Методическая работа по развитию звукового анализа и синтеза, строится согласно разработкам в рамках отечественной психолого-педагогической, логопедической, дефектологической школ, на основе теории Эльконина Д.Б. и Гальперина П.Я. о поэтапном формировании умственных действий. В частности, процесс развития умения выделения фонем, если рассматривать его в рамках данной теории, Эльконин Д.Б. описывает в качестве следующего упражнения: интонационное выделение каждого (поэтапно)звука в составе слова. При этом, в слове «НОМЕР», необходимо повторить КАЖДУЮ фонему и выделить ее, например: Номер, нОмер, ноМер, номЕр, номеР-Р-Р. Также, эффективным является и выделение на уровне интонации, звукового протягивания/повторения/выделения. Так, в слове ТОРТ, специалист «дробит/частит» первый звук [ТТТОРТ], как бы «нажимает» на него, чтобы дети уловили акцент. В гласных фонемах и «звучащих» согласных, выделить фонему легко на уровне протягивания: МММММ-ААААААММММММ-ААААА. «Удобными» для демонстрации, являются слова, оканчивающиеся на взрывной согласный – К. На первых этапах работы по программе развития фонематического восприятия, удобно подбирать именно слова, в которых звуки находятся в такой позиции – «удобной» для демонстрации.
2
Изначальной задачей является формирование навыка определения фонем и их последовательности. Здесь применяется и вышеописанное выделение фонем в словах и моделирование звукового состава с помощью картинок-схем, магнитных фишек, кругов/квадратиков разного цвета и т.д. На доске (бизи-борде) вывешивается изображение предмета/объекта, для названия которого необходимо провести звуковой анализ. Под картинкой изображается количество квадратов, соответствующее количеству звуков! в слове (для учеников постепенно, может проводиться и фонемный и графемный анализ). В общем обсуждении или по заданию, происходит заполнение схемы звуками (традиционно, в общем звуковом анализе, гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные – синими). Заполнение схем происходит последовательно, сначала в совместной работе, затем самостоятельно. Происходит связь зрительного восприятия, моторного и аудио-артикуляционного анализа. Фишки позволяют контролировать процесс выделения звуков и визуализировать, символизировать его.
Авторы рекомендуют переходит к этапу звукового анализа на уровне составления схем слов, только после того, как ученики получили навыки интонационного выделения звуков в словах и их дифференциации, также с помощью интонации. Затем, реализуется сочетание пройденных операций: на примере картинке, ученики и логопед, проговаривают постепенно определенное слово: МММММ-ААААА-КККК, с одновременным выстраиванием его схемы на доске. Логопед и ученики еще раз повторяют слово, протягивая звуки и проводя указкой по схеме слова.
После того, как звуковой анализ на уровне схематичного выстраивания, хорошо освоен учениками, можно осуществлять переход на уровень формирования действий звукового анализа. На последующих занятиях логопед вводит упражнение по спонтанному замещению звуков фишками. По описанной схеме, отрабатывается звуковой состав различных слов. Сначала они небольшие и простые: кот, лом, альт, мир, дом, мак, сом, кит, рак, мал и т.д. После этого, можно провести занятие, по теме «Речевой аппарат» и «Различение гласных и согласных звуков».
3.Профилактика дисграфии/дислексии (старший дошкольный – младший школьный возраст)
Здесь можно выделить пять стадий работы:
1) формирование практической ориентировки на дифференциальные признаки фонем;
2) формирование умения создавать наглядную модель фонемы;
3) формирование концепции фонемы, которая имеет общие отличительные признаки;
4) рассмотрение смыслоразличительной функции фонемы;
5) развитие фонематического слогового синтеза.
На первой стадии осуществляется ориентировка ребёнка на дифференциальные признаки фонем в процессе ознакомления с ее свойствами. В частности, Р.Е. Барабанов предлагает использовать 5 пар кубиков, на которых зафиксированы основные отличительные признаки фонем. Они зафиксированы на гранях кубика.
1 пара направлена на разделение по типу резонаторов (ротовой и носовой звук) «Буратино» - носовое произношение, «лягушка» – ротовое. На данном конкретном примере ребёнок пытается определить какой звук «М» или «П» соответствует каждому из них.
3
2 пара кубиков – здесь осуществляет противопоставление звуков по способу образования: взрывной – смычный; взрывной – щелевой.
Изображение мяча – взрывной звук, изображение приоткрытой коробочки – щелевой; изображение машины / сжатых губ – смычный звук и т.д. Изначально рассматриваются звуки М-П, потом Б-М, затем К-Х.
3 пара кубиков демонстрирует противопоставление звуков по месту образования (губно-губные и язычно-альвеолярные). Здесь могут быть представлены конкретно рисунки губ и языка. Рассматриваются П-Т, Б-Д, М-Н и др.
4 пара – разделяет звуки звонкие и глухие: звуки звонкие – изображение звоночка /колокольчика, глухие – изображение улетающей птицы, например. Изначально здесь рассматриваются звуки П и М, П и Б.
5 пара кубиков это различие твердых и мягких звуков за счет разницы ощущений между твердой дощечкой и приклеенным на грань кубика кусочком меха. Разделяются звуки в слогах (МА-МИ и т.д.), а затем рассматриваются отдельные звуки (П и ПЬ, Н-НЬ и т.д.).
Блок II.Зависимость содержания занятия от этапа работы над конкретным звуком.
1.Выделение речевого звука на слух.
Выделению речевого звука на слух обычно предшествует классическая логопедическая работа по уточнению его артикуляции, а так же выделению его хлопками. На этом этапе можно не только поиграть в подвижную игру, но и научить детей чувствовать и выделять звуки телом, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений, т.е. подключать работу слухового, зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Аналогичная работа проводится по выделению заданного звука из серии слогов с помощью обычного круглого мяча, путем отстукивания его об пол, с силой ударяя и выделяя позицию звука в данной серийной слоговой цепочке. Мяч можно заменить пищащей игрушкой, хлопками или отстукиванием ритма рукой (кулаком, локтем), ногой (коленом, стопой, пяткой) или другими частями тела.
Это упражнение возможно усложнить с помощью звучащих шипованных мячей небольшого размера разных цветов (красного для гласных, синего для твердых согласных и зеленого цвета для мягких согласных звуков). Этот вид упражнений опирается на совместную анализаторную работу в сочетании с реализацией пространственного фактора и чувства ритма.
2.Выделение позиции звука в слове.
На этапе выделения позиции звука в слове (т.е. определения его местоположение: в начале, середине или конце слова) детям предлагается буквально «потрогать звуки руками», с целью развить скоординированную работу между рукой, артикуляцией, зрением и слухом. Такая системность помогает быстро выделить и подобрать фонему, графему, кинему, что обеспечивает правильное и слитное написание слов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ Астрель, 2006. – 319 с.
4
2. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с. (Электронный ресурс:https://elibrary.ru/download/elibrary_20233593_58923165.pdf) Дата обращения: 11.02.2020
3. Барабанов Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетикофонематической системы речи. Монография. М.: Другое Решение, 2018. 69 с.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (В норме и патологии) / НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. 176 с.
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Белова-Давид Р.А. (сост.) Нарушение речи у дошкольников / Р.А.Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.— 232 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия / под ред.Шаховской С.Н. — М.: Владос, 2012. — 364 c.
8. Киселева В.А. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии / В.А.Киселева. – Дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2001.
9. Ланина Е.М., Симкин М.Л. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. – 164 с.
10. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. — 608 с.
11. Русакова М.А., Христолюбова Л.В. Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с лёгкой степенью дизартрии на индивидуальных логопедических занятиях// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза //Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы: И. А. Филатова; О. Г. Нугаева. 2013. – С.191-196.
12. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
13. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
14. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с