Фрагмент для ознакомления
2
ВОПРОС № 15
Президент Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 г. (далее – Конституция РФ) установила но-вую систему органов государственной власти – в ней реализована идея, согласно которой российский Пре¬зидент занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Была отвергнута американская модель президентской республики, где прези-дент совмещает в одном лице посты главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства. По действующей Конституции РФ Президент является главой государства (ч.1 ст.80). Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ (ст.81) и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» . Общие принципы организации и проведения выборов главы государства в России оп-ределяются также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных га-рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе-дерации» .
ВОПРОС № 35
Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение является фактическим основанием административ-ной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонаруше-ние» содержится в ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях (далее – КоАП РФ): «Административным правонарушением признается про-тивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных право-нарушениях установлена административная ответственность».
Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юриди-ческих признаков (элементов). В узком смысле выделяют три признака административ-ного правонарушения – противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.
Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установле-ние их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве админи-стративного правонарушения, то есть фактического основания административной ответ-ственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.
ВОПРОС № 55
О., являясь хроническим наркоманом, пытался склонить к потреблению наркотиков свою сожительницу Б. Так как последняя не желала употреблять наркотики, он ее систематиче-ски бил, причинив в последний раз вред здоровью средней тяжести. Это сломило сопро-тивление Б., она тоже стала потреблять наркотики, превратившись в хроническую нарко-манку.
Квалифицируйте деяния О. в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федера-ции. Ответ обоснуйте.
На наш взгляд, содеянное О. должно быть квалифицировано по п. «г» ч.2 ст.230 УК РФ – как склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с применением насилия.
Как разъяснено в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» склоне-ние к потреблению наркотических средств может выражаться в любых умышленных дей-ствиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действи-ях, совершаемых в целях принуждения к потреблению наркотических средств лицом, на которое оказывается воздействие.
Как видно из условий задачи, с целью склонения Б. к потреблению наркотиков О. посто-янно избивал ее (об этом свидетельствует употребление в условиях задачи слова «систе-матически»), в конце концов, причинив ей вред здоровью средней тяжести; этот послед-ний эпизод сломил сопротивление Б. и она стала употреблять наркотики. Но даже если бы этого и не произошло, О. все равно совершил оконченное преступление, поскольку данное деяние имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения действий, направленных на возбуждение желания у другого лица употреблять наркотики.
Следует отметить, что для квалификации в данном случае не имеет значения то, что в ре-зультате своих действий Б. был причинен вред здоровью средней тяжести. Данное по-следствие охватывается п. «г» ч.2 ст.230 УК РФ и не требует дополнительной уголовно-правовой оценки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных За-конами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 3-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954.
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Феде-рации (ред. от 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2. Ст.171.
6. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред. от 16.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. Ст.2721.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практи-ке по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (ред. от 16.05.2017) // Бюллетень Вер-ховного Суда РФ. 2006. № 8.
Монографии, научная и учебная литература
1. Административное право России: Учебник для вузов // Под ред.Н.Ю.Хаманеевой. – М.: Проспект, 2017. – 704 с.
2. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. – М.: Юриспру-денция, 2014. – 464 с.
3. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 7-е изд., пересмотр. и доп. – М.: НОРМА, 2016. – 928 с.
Статьи в периодических изданиях
1. Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Админи-стративное право и процесс. - 2010. - № 1. - С. 2 – 5.
2. Гайдарбекова А.М. Место и роль посланий Президента Российской Федерации в поли-тико-правовой жизни общества // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 6. - С. 35 – 37.
3. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения (сравнительный анализ) // Административное право и процесс. - 2014. - № 7. - С. 45 – 48.
4. Прокофьев В.Н. Многообразие полномочий Президента Российской Федерации и их комплексная классификация // Государство и право. - 2019. - № 4. - С. 75 – 84.
Авторефераты диссертаций
1. Куншина Л.В. Административная ответственность за нарушения антимоно¬польного законодательства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2014. – 31 с.