Фрагмент для ознакомления
2
правильного развития внимания давать возможность маленьким детям почаще и заповедь в воспитании.
Е.Н. Водовозова призывала воспитывать в ребёнке такие качества, как забота о людях, любовь к ним, стремление разделить горе и радость товарища, быть чувствительным к горю ближнего, уметь доверяться и доверять другому. Она говорила о важности создания условий для реализации этих качеств в практической деятельности и для свободного развития индивидуальности каждого ребёнка.
Самым главным педагог считала «исключить принуждение и насилие над ребёнком», развивать добрые качества, без всяких наказаний. Состояние открытости, ненасильственное взаимодействие педагога с детьми должны широко использоваться в современной гуманистической педагогике. Однако, как показывают исследования, вопрос формирования позитивной открытости по отношению к своим воспитанникам остаётся сегодня весьма проблемным, так как открытость учителя нередко носит негативный характер .
Взрослому, работающему с детьми, важно найти что-то положительное в каждом ребёнке, вычленить эту позитивную составляющую и усилить своим доверительным отношением. В качестве мотива любви к детям выступает потребность педагога в самореализации личности ребёнка. «Результат любви как деятельности – это эмоционально насыщенное положительное переживание совместных позитивных изменений, происходящих в личности воспитателя и в личности ребёнка, как особой ценности, приобретающей индивидуальный смысл для каждой взаимодействующей стороны» .
3 Система дошкольного воспитания Е. Н. Водовозовой
Для умственного развития детей Е.Н. Водовозова дает обширную программу наблюдений над явлениями природы. В программе указывается как пользоваться материалом наблюдений и какой придерживаться последовательности. При этом обращается внимание на разнообразие методов знакомства детей с природой. Это - непосредственное наблюдение природы на прогулках и экскурсиях, в играх и занятиях, организация уголков природы, детского огорода и цветника, уход за растениями и животными, беседы воспитателя, использование произведении художественной литературы, изобразительного искусства, составление календаря природы, коллекций различного природного материала, организация доступных для детей опытов.
Круг явлений природы был отобран и расположен Е.Н. Водовозовой в порядке постепенного усложнения. Детей дошкольного и младшего школьного возраста, по ее мнению, следует, прежде всего, знакомить с домашними животными и птицами. Наблюдения должны сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Назначение этих пояснений в том, чтобы помочь ребенку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей раннего возраста быть внимательными к животным, заботиться о них.
Богатейшие возможности для наблюдений и расширения представлений о природе дает, по словам Е.Н. Водовозовой, сад, луг, река, лес. Источником систематических наблюдений и опытов может стать рекомендуемый Е.Н. Водовозовой «маленький естественно-исторический кабинет», или уголок природы. Приобщение к самостоятельным наблюдениям и опытам поможет развивать мышление, приучает и детей к анализу увиденного, что возможно в возрасте дошкольного детства.
Е.Н. Водовозова рекомендовала разнообразные пути знакомства с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский огород и цветник, уход за животными и растениями, беседы, художественный рассказ воспитателя, использование картин, календаря природы. Из них она совершенно справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Ею были правильно учтены при выборе этого пути особенности мышления ребенка, его стремление к активности.
В целях практической помощи родителям и воспитателям Е.Н. Водовозова разработала примерную тематику экскурсий в лес, поле, на луг, к реке, озеру, в сад, огород и т.д. Каждая экскурсия, по ее мнению, должна давать не только знания детям, но и развивать в ребенке чувство природы.
В программу умственного развития ребенка Е.Н. Водовозова включает не только знакомство с природой, но и с окружающей общественной жизнью. В этом велика роль воспитателя, который во время прогулки покажет детям особенности труда людей разных профессий.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста Е.Н. Водовозова рассматривала в единстве с проблемой развития речи. С этой целью она рекомендовала разговоры, беседы, чтение книг и заучивание стихов, чтение и разбор басен, сказок. Одним из средств умственного развития детей Е.Н.
Водовозова называет загадки, особенно те, ответы на которые связаны с наблюдательностью и сообразительностью.
Е.Н. Водовозова уделяла внимание проблемам культуры речевого общения ребенка, призывала к тому, чтобы взрослые следили за своей речью, заботились, чтобы их речь была грамматически правильной, ясной и чистой по произношению, доступной по форме и содержанию. С другой стороны, необходимо постоянно следить за речью ребенка и, в случае необходимости, исправлять ее.
Е.Н. Водовозова была так же против формального заучивания новых слов. Ребенок должен связывать со словом живые представления о
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Волгоград: Перемена, 2000. -461 с.
2) Водовозова Е.Н. На заре жизни: в 2-х т. /Е.Н. Водовозова.– М.: Художественная литература, 1987. – Т. 2.– 460 с.
3) Горбылева, Е.В. Идеи взаимодействия культуры и образования в отечественной педагогике – начала века / Е.В. Горбылева // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов.– Смоленск: СГИИ, 2009. – С. 7–11.
4) Ефремов О.Ф. Педагогика / О.Ф. Ефремов. – СПб. : Питер, 2009. – 256 с.
5) Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. – М., 2000.– 216 с.
6) Сманцер А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер.– Мн.:Бестпринт, 2005.– 362 с.