Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные требования работодателей к будущему специалисту ориентированы, прежде всего, на развитие профессио-нально-личностных компетенций, позволяющих успешно усваивать знания и навыки, реализацию творческого подхода в рамках получаемой специально-сти. Профессиональное развитие будущего специалиста, его социальная вос-требованность, в первую очередь, зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, от способности к прогнозированию и планиро-ванию самостоятельных действий наряду с заинтересованностью в профессии, развитыми профессиональными мотивами и успехами в учебно-профессиональной среде. Поэтому необходимо периодическое исследование профессиональной идентичности и мотивации учебно-профессиональной дея-тельности студентов.
Цель исследования: исследование особенностей профессиональной идентичности и мотивации учебно-профессиональной деятельности студента.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности профессиональной идентичности студента.
2. Проанализировать формирование личного профессионального плана студента.
3. Исследовать структуру мотивации учебно-профессиональной дея-тельности студента.
4. Оценить учебно-профессиональные качества студента как субъекта образовательного процесса.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Теоретическое обоснование проблемы
Профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, который выбрал и реализует определенный способ профессиональ-ного взаимодействия и на этом основании приобретает смысл самоуважения через выполнение этой деятельности [6].
Профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в профессиональ-ной социальной группе, принятием группового членства, позитивным отно-шением к нему, ролью категоризации и сравнения, межгрупповой дискрими-нацией и т.д.
На сегодняшний день наиболее разработанной концепцией развития профессиональной идентичности являются работы Л. Б. Шнейдер, в которых профессиональная идентичность определяется как не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологи-ческая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетент-ности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей про-фессиональной целостности и определённости [9].
Внешними детерминантами формирования профессиональной идентич-ности в современных условиях можно считать информационную среду, кото-рая является источником представлений о предмете труда, способах получе-ния профессионального образования, требованиях профессии к человеку и т.д.
Внутренними детерминантами процесса формирования у студентов профессиональной идентичности являются индивидуально-психологические свойства личности, особенности психических процессов, опыт, умения и навыки, стиль деятельности, направленность личности, мировоззрение, поло-жительное отношение к себе как субъекту конкретной профессиональной дея-тельности и др.
На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль, в то время как основой дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутрен-ние условия и детерминанты, что может и должно быть сформировано в про-цессе получения профессионального образования в вузе.
Выделяют следующие статусы профессиональной идентичности:
1. Неопределенное состояние профессиональной идентичности - харак-терно для оптантов, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития;
2. Сформированная профессиональная идентичность. Эти оптанты ха-рактеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейше-го профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном бу-дущем.
3. Мораторий (кризис выбора). Такое состояние характерно для челове-ка, исследующего альтернативные варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное реше-ние в отношении своего будущего.
4. Навязанная профессиональная идентичность. Это состояние харак-терно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, прислу-шавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей [3].
Для большинства студентов характерно состояние моратория профес-сиональной идентичности, что соответствует их возрасту и статусу – заканчи-вая высшее учебное заведения, будущие молодые специалисты рассматрива-ют множество альтернативных вариантов будущего трудоустройства.
К факторам облегчающим формирование профессиональной идентич-ности относятся: индивидуально-личностные (система ценностных ориента-ций, мотивация личности; династийность профессии; профессия по призва-нию, высокая степень ответственности за профессиональную работу); образо-вательные (профессиональная подготовка дипломированных специалистов; практико-ориентированная направленность); социально-профессиональные (сформированность профессиональной культуры; востребованность; соответ-ствие профессиональной подготовки реальной практике; престиж профессии, стабильные условия труда, достаточный уровень заработной платы).
К факторам затрудняющим формирование профессиональной идентич-ности относятся: индивидуально-личностные (иерархия системы ценностных ориентаций, низкая мотивация личности; нивелирование ответственности; разочарование в профессии; эмоциональное выгорание); образовательные (обучение ради получения диплома; низкое качество профессиональной под-готовки; отсутствие практико-ориентированной направленности обучения); социально-профессиональные (непрофильное трудоустройство; несформиро-ванность профессионального сообщества; невостребованность специалистов на рынке труда, выбор профессии, не отвечающий потребностям современно-го рынка труда; несоответствие профессиональной подготовки реальной прак-тике; непрестижная профессия, нестабильные условия труда, низкий уровень заработной платы, отсутствие социальных гарантий).
Эмпирическое исследование проблемы
Методика "Профессиональная идентичность" (А.А. Азбель, А.Г. Грев-цов) [3]
Цель методики - определение статуса профессиональной идентичности.
Бланк ответов представлен в Приложении.
Результаты диагностики
№ вопроса Профессиональная идентичность
Неопределенная Навязанная Мораторий Сформированная
1. a — 2 b — 1 d — 1 c — 1
2. d — 1 b — 1 a — 2 c — 1
3. c — 1 b — 1 a — 2 d — 1
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие ум-ственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. 203с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология; под ред. В.В. Давы-дова. Москва: Астрель, 2009. 480 с.
3. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский универси-тет», 2009. 112 с.
4. Занюк С. С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н, 2001. 351с.
5. Кручинина Н. Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов в процессе обучения // Перспективы науки и образо-вания. 2013. № 2. С. 135- 138.
6. Мищенко Т. В. Определение содержания понятия профессиональ-ной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления граждан-ского общества в России. Ярославль, 2008. С. 168–176.
7. Психология самосознания. хрестоматия по социальной психоло-гии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. 672с.
8. Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. Москва: Изд-во ПИ РАО, 2007. 430с.
9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. Москва: МОСУ, 2001. 272 с.
10. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. Москва: МОСУ, 2000. 128с.