Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество характеризуется сложной системой взаимоот-ношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально проти-воположные, что приводит к возникновению определенных трудностей во взаимодействии не только отдельных личностей, но и различных групп.
Межгрупповые отношения достаточно поздно вошли в предмет соци-альной психологии, по сравнению с проблематикой социальных групп и об-ласть межгрупповых отношений остается еще малоизученной. Между тем, часто в организациях образуются множество групп, коллективов, которые вы-страивают взаимодействие друг с другом и от характера этого взаимодействия зависит продуктивность работы.
В реальности человек является членом большого количества различных социальных групп, и, следовательно, обладает несколькими социальными идентичностями одновременно. Наиболее значимый вопрос, возникающий перед исследователями межгруппового взаимодействия, – это то, какие ха-рактеристики (свойства, признаки) позволяют воспринимать людей как груп-пу, где группа отличается от конкретного индивида по своим свойствам. Одно из направлений исследований делает акцент на изучении процесса категориза-ции групп, отнесении человеком себя либо других к некоторой группе, а так-же исследовании предполагаемых последствий данного процесса. Другое направление акцентирует внимание на изучении тех свойств социальных групп, на основании которых происходит процесс социальной категоризации. Социальная категоризация приводит к доминированию социальных идентич-ностей над личностными. Когда социальные идентичности усиливаются меж-групповым сравнением, обесценивание аутгрупп может приводить к конфлик-там.
Цель данной работы - рассмотреть особенности отношений между ма-лыми группами и их влияния на внутригрупповые процессы.
Отношения между малыми группами
Межгрупповое взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и своеобразный ха-рактер отношений. Чаще всего, межгрупповое взаимодействие прослеживает-ся между целыми группами (или их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Основой межгрупповых отношений является межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, которые возникают меж-ду социальными группами. Специфика межгруппового восприятия:
1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;
3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприя-тия другой группы.
Поддержание позитивных межгрупповых отношений и налаживание между ними продуктивного взаимодействия признаются одной из самых сложных управленческих задач в большинстве современных организаций. Прежде всего это связано с тем, что возникновение особого чувства «Мы», объединяющего людей в общность (ингруппу), всегда вторично в сравнении с формированием внешней и внутренней оппозиции по отношению к «Они», т.е. к другой социальной общности (аутгруппе). Тогда вместо коллективной работы всех подразделений, ориентированной на общеорганизационную цель, возникает межгрупповая дискриминация вплоть до межгрупповой агрессии, а управление подобными межгрупповыми конфликтами становится главной за-дачей управления [7].
Межгрупповые отношения по структурным измерениям могут быть го-ризонтальными и вертикальными. Горизонтальные группы - группы, не свя-занные отношениями соподчинения, т.е. функционирующие как бы на одном уровне иерархии (например, классы одной параллели, медицинские коллекти-вы различных лечебных отделений или разные трудовые коллективы регио-нальных филиалов одной производственной компании).
При вертикальной иерархии групп организация состоит из нескольких крупных подразделений, разбитых, в свою очередь, на отделы и рабочие группы.
В «горизонтальном сечении» группы находятся либо в зависимых друг от друга отношениях, либо бывают автономными. Группы могут зависеть друг от друга в планировании деятельности, получении вознаграждения по итогам работы за определенный период времени, по окончании проекта, или в ходе рутинной ежедневной работы. Степень зависимости между ними также может быть разной. Их могут связывать:
1) относительно автономные позиции;
2) зависимые автономные позиции, когда условный выигрыш одной группы достигается в результате проигрыша другой, как, например, при игре «с нулевой суммой»;
3) взаимозависимость, объединенная в пул (группы обладают общими разделяемыми ресурсами, однако занимаются самостоятельной деятельно-стью);
4) последовательная взаимозависимость (продукт деятельности одной группы используется в качестве исходного материала для работы другой группы);
5) эквивалентная взаимозависимость друг от друга [8].
Характер взаимодействия между группами оценивается по степени про-являющейся в нем конкуренции или кооперации. Конкурентные отношения задаются структурным или функциональным контекстом внутригрупповой деятельности. В то же время даже устойчивые кооперативные отношения в зависимости от ситуации могут подвергаться сомнению и восприниматься членами различных групп как конкурентные или конфликтные.
В настоящий момент выделяют три основных социально-психо- логиче-ских подхода к пониманию вопроса, почему две группы, объективно связан-ные определенными отношениями, рано или поздно начинают
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. – 376с.
2. Голынчик Е.О. Коллективные переживания трудноразрешимых социальных конфликтов / под ред. Т.Г. Стефаненко, С.А. Липатова. - М.: Смысл, 2015. С. 117-149.
3. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. - М.: Мос-ковский психолого-социальный институт, 2007. - 432 с.
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп-пах: учебное пособие. – М.: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
5. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 92 с.
6. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318с.
7. Леонова А.Б. Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 429 с.
8. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.: ИНФРА-М, 1996.
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд. - М.: Вильямс, 2011.
10. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – Спб.: Изд-во «Альфа», 2010. – 74 с.
11. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». - СПб.: Питер, 1991.
12. Штроо В.А. Целостность организации и уровни ее анализа // Вест-ник МГО: Серия «Психологические науки». - 2009. - № 4. - С. 50 - 60.