Фрагмент для ознакомления
2
Представим, что мозг живого человека имеет вид небольшого овального тела с неровной поверхностью, состоит из желеобразного вещества, весом 1500г. Каким образом это тело продуцирует ощущение, руководит тонкими движениями художников? Каким образом процессы, что в нем возникают связанные с культурой, религией, поэзией, прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато – белая субстанция постоянно накапливает идеи и знания, приказывает телу совершать действия различной сложности от простых до виртуозных движений гимнастов или хирургических? В этих вопросах находится суть проблемы соотношения мозга и психики, психического и физиологического.
В европейской традиции термины «душа» и «тело» впервые с научных позиций рассмотрел философ и врач Рене Декарт, в XVII в. Тело - это автомат, действующий по законам механики, и только при наличии внешних стимулов. Именно Декарт предоставил идею рефлекса как машинообразного соответствующего поведенческого акта. Душа - особая сущность (субстанция), состоящая из явлений сознания - «размышлений». Именно они являются наиболее доступным объектом самонаблюдения. Отсюда знаменитое утверждение: «Я думаю, следовательно, я существую» .
Итак, Р. Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. Человек способен влиять на деятельность тела, а тело докладывает душе о событиях внешнего мира. Р. Декарт объяснил это тем, что у мозга человека есть специальный орган – шишковидная железа – посредник между душой и телом. Воздействия внешнего мира передаются нервной системой, затем кое-кто (гомункулус) раскодирует информацию, находящуюся в нервной деятельности. Итак, разделив тело и душу, Р. Декарт впервые поставил проблему их соотношения и дал первый вариант ее решения - психофизиологический параллелизм.
Учение Р. Декарта (дуализм – наличие двух противоположных начал – материального и духовного) придерживался и Лейбниц. Согласно его воображению душа и тело действуют независимо, вследствие внутреннего строения, однако действуют согласованно и гармонично. Ярошевский подчеркивает, Декарт, Лейбниц и другие философы анализировали в основном психологическую проблему – найти место психическому сознанию, мышлению в общей картине мира.
Психофизиологическая проблема - основное содержание предмета психофизиологии: решение вопроса соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле) . Первое решение этой проблемы является психофизиологический параллелизм – противопоставление независимо существующих психики и мозга (души и тела) - независимые явления, не связаны между собой причинно-следственными отношениями.
В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению проблемы:
1) психофизиологическая идентичность - психическое теряет свою суть и полностью отождествляется с физиологическим: «Мозг вырабатывает мысль, как печень желчь»;
2) психофизиологическое взаимодействие - психическое и физиологическое имеют разные сущности, они слегка взаимодействуют и взаимно влияют друг на одно.
И. М. Сеченов обосновал возможность распространения рефлекса, как принципа организации поведения на всю работу головного мозга.
Утверждал, что психические акты также закономерны и детерминированы, как и нервные. Ввел представление об иерархии рефлексов (элементарные, а рядом и сложные, при которых происходит актуализация предыдущего опыта).
Идея, за И. М. Сеченовым - это психический рефлекс с задержанным концом, развивающийся по внутренней цепи ассоциативных рефлексов, эмоция - психический рефлекс с усиленным концом. Ввел представление о психическом элементе – интегральная часть рефлекторного процесса, осуществляет приспособление к среде. И. М. Сеченов туго связал понятие психического с рефлексом, объяснил невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности. В дальнейшем И. П. Павловым формируется новая система знаний об отношении организма и среды .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 373 с.
2. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований / Д.И. Дубровский // Психологический журнал. – 2017. - №6. – С.3-15.
3. Корниенко А.Ф. Подход В.М. Бехтерева к решению проблемы «психического» / А.Ф. Корниенко // Бехтерев В.М. и современная психология: Материалы докладов на российской научно-практической конференции. Казань, КГУ, 29-30 сентября 2015 года. – 2015. - Вып.3. Т.1. – С.51-58.
4. Корниенко А.Ф. Проблема возникновения «психического» / А.Ф. Корниенко // Психологические исследования на кафедре практической психологии: Сборник статей. – 2017. - Вып.1. – С.16-28.
5. Кочубей Б.И. Некоторые тенденции современной психофизиологии / Б.И.Кочубей // Вопр. психол. – 2014. - № 5. – С.31-37.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Высь, 2013. – 150 с.
7. Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2016. – 400 с.
8. Соколова Е.Е. Психофизическая и психофизиологическая проблемы / Е.Е.Соколова. – М.: Просвещение, 2012. – 203 с.
9. Хрестоматия по психофизиологии / Ред. сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 296 с.
10. Чуприкова Н.И. Объект, предмет и метод психологической науки / Под ред. В.В.Новикова, И.Н.Карицкого, В.В.Козлова, В.А.Мазилова. – Ярославль, 2015. – 369 с.