Фрагмент для ознакомления
2
бывало». Это позволяет говорить об изо¬бражении ярких фрагментов из жизни незаурядной личности, представляющих, однако, цельное произведение, в котором каждая сцена связана и взаимообусловливает другие.
Конфликт обозначен уже в названии пьесы. Это противостояние Егора Булычова и иных, не похожих на него. В центре - сильная личность, прошедшая путь от удачливого дельца до сомне¬вающегося, «выламывающегося» из своего сословия купца.
Сложность характера главного героя, его столкновения с «другими» определяют нетрадиционный драматургический конфликт, жанровую оригинальность и композиционные особенности пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие».
В поэтике горьковских пьес («эпическая драма») жанровые признаки являются всеобъемлющими и ведущими.
Основным из них выступает принцип самодвижущегося бытия. Конфликт, расстановка действующих лиц, развитие драматического действия – все основные и второстепенные элементы поэтики драмы Горького подчинены идее развития жизни, совершающейся по законам истории. Говоря о поэтике пьес Горького, можно выделить в ней три взаимосвязанных элемента больших структур: жанр, форму, стиль сценического воплощения.
В определении жанра пьес Горького существует разноголосица. Это особенно заметно в характеристиках жанра пьесы «Достигаев и другие». По мнению В.В. Фролова, эта пьеса «совсем не укладывается в жанровые рамки». И.А. Ревякина характеризует пьесу «Достигаев и другие» по жанру то как «социально-политическую драму большой формы», то как «драму философскую», «философско-политическую». Е.А. Никулина считает «Достигаева и других» «высокой политической комедией». Е.Б. Тагер, обозначает пьесы «Егор Булычев и другие» и «Достигаев и другие» как «своего рода драматический эпос».
В драмах Горького, начиная с «Мещан» (1901) и кончая второй редакцией «Вассы Железновой» (1935), доминирует социально-историческое начало, проецирующееся на бытийные основы: ситуации, драматическое действие связаны идеей саморазвития социально-исторической действительности, на почве которой рождается борьба воль и идеологий. Драма Горького – социально-историческая по содержанию и внутренней структуре: не личное, а бытийно-историческое является в ней сюжетообразующим началом.
Доминанта и основной жанровый признак театра Горького – его художественная историчность (самодвижение социальной действительности с бытийной проекцией). При этом единство жанра горьковских пьес не отрицает, а предполагает многообразие их форм. По форме они могут быть «драмами жизни» (семейными драмами) или «драмами идей» (философскими или политическими диспутами). Классическими образцами формы дооктябрьской горьковской драмы были «Мещане» (семейная драма), «На дне» («драма идей»), «Враги» («драма жизни»). Драмы советского периода по форме представляют собой видоизмененные варианты прежних жанровых форм. «Егор Булычев и другие» и «Васса Железнова» – семейные драмы: в первой фабульную основу составляет семейный спор о наследстве, во второй – судьба «дела» семьи Железновых.
Последняя пьеса М. Горького, вторая редакция «Вассы Железновой», представляет собой уникальный в истории мировой драматургии создания нового оригинального произведения, имеющего то же название, главного героя и сходные сюжетные линии, что и уже существующее произведение того же автора.
Причиной успеха второго варианта «Вассы Железновой» было, по мнению иезуитова, «точное совпадение темы нового произведения с мировосприятием Горького в этот период его жизни».
Центральной фигурой пьесы и в первом, и во втором варианте, безусловно, является сама Васса. Как и «Егор Булычов», «Васса» сочетает в себе две взаимопересекающиеся и иногда контрастирующие между собой сюжетные линии: «семейную» и социально-историческую, причем, в зависимости от общественных настроений и приоритетов, в критических статьях и театральной практике на первый план выходила то одна, то другая.
Убийство Вассой Железнова - лишь констатация факта его окончательного падения, его тлетворного влияния на жизнь семьи, дочерей, которое достигает апогея. Чтобы «распутать» дела «распутных» мужа и брата, Васса готова пойти на все. Она - единственная, кто реально заботится не только о финансовом процветании, но и о репутации семьи, о будущем детей. Не только пароходство, но и весь дом держится на ней. Она старается управлять и контролировать поведение дочерей, научить их, как выжить в этом жестоком мире. «Человеческая женщина» - так называет Людмила свою мать, очевидно, чувствуя в ней нерастраченный запас любви и нежности.
Материнство - одна из наиболее существенных ипостасей, внешне объединяющая двух главных героинь пьесы Вассу и Рашель, но фактически противопоставляющая их друг другу. Рашель оказывается несостоятельной и с точки зрения материнства.
Появление Рашели в доме Вассы выводит конфликт Вассы с миром на новый уровень. В пьесе представлены две «правды». Одна - правда Рашели - имеет преходящий социально-исторический и абстрактно-гуманистический характер. Это - правда человека-разрушителя, которая противоречит логике повседневной жизни обыкновенного человека. Вторая - правда Вассы Железновой. Она на первый взгляд кажется суровой и искаженной. Но это - правда реальной жизни, правда созидателя, не всегда идущего прямыми
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М., 2002.
2. Драматургия М. Горького в историко-функциональном аспекте I ред. коллегия: Л. А. Спиридонова (отв. ред.), Т. Р. Гавриш, С. М. Демкина, Е. Р. Матевосян, О. В. Шуган. Серия «Материалы и исследования». Вып. 13. М.: ИМЛИ РАН, 2017. — 376 с.
3. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Т. 1. М., 1964.
4. Никулина Е.А. Жанровое своеобразие пьесы М. Горького «Достигаев и другие» // Вестник ЛГУ. Вып. 1. 1962. № 2.
5. Ревякина И.B. Горький и некоторые вопросы советской философской драмы // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1960. № 4.
6. Ревякина И.А. О природе драматического конфликта: «Достигаев и другие» // О художественном мастерстве М. Горького. М., 1960.
7. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
8. Уоллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
9. Фролов В.В. Жанры советской драматургии. M., 1957.